Алгоритмы и исполнители
Тема: «Алгоритмы и исполнители».
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Задачи урока
образовательные:
• создать условия для формирования представления об алгоритме.
развивающие:
• развивать алгоритмическое мышление;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление;
• развитие умения планировать свою деятельность;
• развивать память, внимание;
• формировать интерес к изучению предмета.
воспитательные:
• воспитание активности;
• умение работать в парах.
Необходимое
оборудование и материалы:
мультимедиапроектор, адаптированная
презентация Босовой Л.Л. «Алгоритмы»,
ПК, тексты практической работы,
операционная система Windows,
программа Paint.
Ход
урока
- Орг. момент.
Займите свои места, сядьте поудобнее. Проверьте готовность к уроку. На столах у вас лежит учебник, рабочая тетрадь, дневник и ручка.
- Повторение изученного.
На прошедшем уроке мы закончили изучать тему «Понятие». Для того,
чтобы выяснить на сколько вы усвоили данную тему, выполним тест.
Тест.
- Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта – это
А)Синтез
Б) Анализ
В) Обобщение
Г) Сравнение
2. Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от
других - это
А) сравнение
Б) абстрагирование
В) синтез
Г) анализ
3. Все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные
в понятии называют
А) содержанием понятия
Б) понятием
В) объемом понятия
Г) определением понятия
4. Множество объектов, каждому из которых присущи признаки,
составляющие содержание понятия образует
А) объем понятия
Б) содержание понятия
В) понятие
Г) определение понятия
5. Укажите единичное понятие
А) Ока
Б) береза
В) город
Г) Муром
6. Укажите общее понятие
А) береза
Б) Москва
В) Иван Грозный
7. Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от
других - это..
А) синтез
Б) анализ
В) абстрогирование
Г) сравнение
8. что такое мышление?
А) высший этап обработки информации человеком
Б) процесс установления связей между объектами или явлениями
окружающего мира
В) процесс отражения существенных свойств объектов
(Ученики выполняют тестирование. Проводится взаимопроверка).
Мотивационное
начало урока
Прочитайте стихотворение. (Слайд 1)
Пароход упёрся в берег.
Капитан кричит: Вперёд!
Как такому ротозею
Доверяют пароход?
- В чём же ошибка капитана? (Ответы учащихся )
- Выслушав и обобщив все ваши ответы, можно сделать вывод: ошибка капитана состоит в том, что он действует глупо, бестолково, без плана.
- Отгадайте ребус (слайд 2).Получается слово «алгоритм».
- Знакомо ли вам это слово? Где вы его слышали? Что оно означает? Как связаны между собой эти два понятия «план» и «алгоритм»?
- Сообщение темы и цели урока (слайд 3)
– Какова тема нашего урока?
- На уроке я узнаю….
- Изучение нового материала. (Слайд 4)
Подведение
к понятию «алгоритм»
В жизни любому человеку приходится решать множество различных задач. Некоторые из них настолько просты и привычны, что мы выполняем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести, например, такие задачи как «Пришить пуговицу», «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» др. Другие же задачи, наоборот, настолько сложны, что для того, чтобы их решить, разные люди могут потратить на это различное количество времени – от нескольких дней до нескольких лет, а для кого-то решение таких задач и вовсе окажется непосильным трудом. Например, решение задач «Свободно разговаривать на иностранном языке» или «Написать контрольную работу на 5» требует гораздо больше усилий и выполнения сложных действий, чем решение задачи «Съесть мороженое
- Что есть общее в решение всех этих задач? Верно, общим является то, что для того, чтобы решить любую, даже самую сложную задачу, - нужно определить порядок действий. Ведь даже самой простой задаче «Купить хлеб» вас когда-то научили ваши родители. Рассмотрим порядок действий в данной задаче. (Слайд 5).
Демонстрация
межпредметных связей
В школе на каждом уроке вам также приходится решать множество различных задач.
- Рассмотрим задачу, с которой вы познакомились на уроке математики.
«Найти наименьшее общее кратное двух натуральных чисел» (Слайд 6).
Алгоритм нахождения НОК.
Чтобы найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел, надо:
1)разложить их на простые множители;
2)выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;
3)добавить к ним недостающие множители из разложений остальных чисел;
4)найти произведение получившихся множителей.
Нахождение
НОК (6, 8):(Слайд
7). Работа в рабочей тетради с.146.
1. 6=3*2, 8=4*2;
2. 3*2*4=24
2) А вот с таким заданием вы сталкиваетесь на уроках русского языка.
Давайте выполним фонетический разбор слова мел по следующему плану:
(Слайд 8).
- Орфографическая запись слова.
- Деление слова на слоги и место ударения.
- Возможность переноса.
- Фонетическая транскрипция слова.
- Характеристика всех звуков по порядку:
а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый –
мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б) гласный: ударный – безударный.
6. Количество звуков и букв.
Введения
понятия «алгоритм»
Итак, подводим итог всему вышесказанному: общим в решении всех задач является то, что для их успешного выполнения нужно обязательно определить порядок действий. Вот этот порядок действий и называется алгоритмом. (Слайд 9.)Ученики записывают определение в тетрадь с. 146)
Историческая
справка.
Впервые понятие «алгоритм» ввел выдающийся средневековый ученый по имени Ал-Хорезми. Он сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами простыми дробями в десятичной системе счисления (слайд 10)
-
ученики записывают в тетрадь фамилию
ученого (с. 146).
Чтение
стихотворения об Ал-Хорезми.
Жил когда-то ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, -
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
Решение
задачи на поиск ошибок в алгоритме.
Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий ( слайд 11). Задание: исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.
Ученики обсуждают, составляют правильный алгоритм, приходят к выводу (слайд 12), что в алгоритме важен порядок действий
- Интерактивное задание «Слепи снеговика». (Слайд 13).
Итак, для того, чтобы получился снеговик, надо действовать по определенным правилам.
- Физминутка.
(Слайд 14. По щелчку учителя появляются действия)
Выполним следующий алгоритм
1. Встать
2. Поднять левую руку вверх
3. Поднять правую руку вверх
4. Поставить руки на пояс
5. Наклониться влево
6. Вернуться в исходное положение
7. Наклониться вправо
8. Вернуться в исходное положение
9. Присесть
10. Вернуться в исходное положение
11. Улыбнуться соседу по парте
12. Погладить себя по голове
13. Сесть
Вывод. Выполняя зарядку, мы тоже действуем согласно алгоритму.
Активная
форма работы. Беседа «Мой жизненный
опыт». (слайд
15)
1.
Приведите 2-3 примера правил или
предписаний, которым вы следуете в
повседневной жизни.
2. Задача может быть решена только тогда, когда она четко описана. Из приведенного списка выберете те, которые сформулированы четко:
a) «Сосчитать звезды»;
b) «Сосчитать число окон в своем доме»;
c) «Купить книги»;
d) «Одеться»;
e) «Дать подробное описание дороги от двери своего дома до школы»
Подведение
к понятию «исполнитель» (слайд
16).
1. Кто составляет алгоритмы?
2. Кто или что выполняет алгоритмы?
- Введение понятия «исполнитель» (слайды 17-19)
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд (ученики записывают определение в тетрадь, разбираются примеры на слайдах, ученики приводят свои примеры).
- Активная форма работы. Игра «Я - робот»
Одному из учеников предлагается роль робота, другому – роль того, кто им управляет. Задача управляющего – отдавать команды таким образом, чтобы ученик-робот встал со своего места, дошел до доски, написал на ней слова «Я - робот» и вернулся обратно. В ходе игры управляющих можно менять. Задача робота – четко следовать инструкциям. Также необходимо следить за тем, чтобы команды отдавались четко и исполнялись правильно.
Проблемный
вопрос. (слайд
20)
Чем исполнитель-машина отличается от исполнителя-человека?
- Введение понятия « СКИ» (слайд 21)
Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
- Обсуждение (слайд 22)
Какие исполнители могут выполнять следующие виды работ?
• Приготовление обеда
• Уборка квартиры
• Стирка
• Обучение детей в школе
• Раскрой ткани
• Продажа железнодорожных билетов
• Прием зачета.
- Работа по учебнику.
Самое главное (п.3.1., чтение вывода в учебнике)
- Практическая работа (слайд 23).
В графическом редакторе Paint нарисовать шахматную доску по заданному алгормитму.
В ходе работы также акцентируется внимание учащихся на том, что они выполняют алгоритм.
- Подведение итогов урока. (Слайд 24).
Метод незаконченных предложений.
На уроке я узнал, что алгоритм – это…..
Мне стало известно, что разрабатывать алгоритм может….
Мне стало ясно, что исполняют алгоритмы…..
- Рефлексия деятельности
Учащимся
предлагается ответить на вопросы:
1. Опишите глаголами, что мы делали сегодня уроке?
2. Опишите прилагательными, какими вы были сегодня на уроке?
3. Какие чувства и мысли у вас появились после работы на уроке?
4. Достигли ли вы цели урока?
Домашнее
задание
( слайд 25).
Учебник п. 3.1., РТ с.146 № 167 (а,б,в).
Станьте первым!