Системно — деятельностный подход в развитии интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
(Из опыта работы педагогического коллектива
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с.Подбельск
муниципального района Похвистневский Самарской области, материал представлен на всероссийском Форуме работников системы дошкольного образования 03.11.2015 г.)
Автор: старший воспитатель С.П.Подакова
С 1 января 2014 года введен ФГОС ДО, который ориентирует педагогические коллективы детских садов на совершенно иной подход в организации образовательного процесса, направленного на формирование активной, творческой и инициативной личности дошкольника. В основе данного нормативно-правового документа лежит системно — деятельностный подход, который предполагает: развитие личности обучающегося на основе усвоения способов действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Стратегическая цель педагогической деятельности (миссия воспитателя) на современном этапе в рамках реализации ФГОС ДО раскрывается в высказываниях великих ученых: «Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребёнку, сделать его свободным, чтобы он поверил в свои собственные силы» А.А. Майер «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас» Э. Легуве «Развитие — рост степеней самостоятельности» М. Монтессори СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск с 2008 года является опорным детским садом СВУ МОиН СО, с 2011 года областной научно-экспериментальной площадкой при СИПКРО, с февраля 2014 года — федеральной экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МОиН РФ по теме «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» Основная цель – создание системы работы, направленной на развитие познавательной активности, любознательности воспитанников посредством системно — деятельностного подхода. В рамках достижения цели определены следующие задачи: 1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по реализации в образовательный процесс системно-деятельностного подхода с целью формирования детской инициативности, самостоятельности, творческой активности. 2. Определить и внедрить, наиболее продуктивные формы организации работы с детьми в различных видах деятельности, взаимодействия с педагогами и родителями, средств и методов воспитания и обучения. 3. Разработать структуру и содержание непосредственно образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, развивающего принципа обучения, ситуации успешности, социо-игровых технологий. 4. Обновить развивающую предметно-пространственную среду групп ДОУ Педагогический опыт экспериментальной деятельности педагогического коллектива представлен в книге «Деятельностный подход к организации образовательного процесса в современной дошкольной организации» издательством «Учитель» г. Волгограда. Методическое пособие адресовано педагогам системы дошкольного образования, которое поможет разобраться в возможностях применения системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в детском саду, раскрыть возможности реализации современных образовательных технологий в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В пособии представлены теоретические основы элементов деятельностного подхода и конспекты непосредственно образовательной деятельности старшей и подготовительной к школе групп, отражающие требования ФГОС ДО. Практическую значимость имеет пошаговая реализация «ситуации успеха» в конспектах педагогов. Актуальность методического пособия в том, что в нем представлены принципы системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС ДО (п.1.4.). Новизна пособия в том, что в содержание раскрывается реализация педагогами в образовательном процессе с дошкольниками современных образовательных технологий. 1. Ситуация успеха каждого ребёнка в организации детских видов деятельности, которая реализуется через применение трех разноцветных коробочек, что позволяет детям выбрать игровое задание с разным уровнем сложности: красная — сложные, зеленая — средней сложности, желтая – легкие для понимания детьми упражнения и задания. При этом создается игровая мотивация, направленная на выбор ребёнком более сложного для себя задания, упражнения, с целью получения поощрительного приза, что способствует проявлении успешности каждого ребёнка. 2. Реализация социо-игровых технологий направлена на организацию деятельности детей в парах, подгруппах, группах, используя для этого различные игровые приёмы, что позволяет совершенствовать самостоятельную деятельность старших дошкольников, активность и инициативность в ходе выполнения коллективного дела. 3. Инициативность и познавательная активность дошкольников формируется в процессе детского экспериментирования, в ходе которого дети высказывают свою точку зрения, предположения, убеждаясь наглядно в правильности своих высказываний, отражая символами последовательность и результаты опытов под руководством воспитателя. 4. Развитие целостного восприятия, внимания, логического и конструктивного мышления дошкольников в процессе реализации системно-деятельностного подхода реализуется посредством развивающих игровых технологий (игры Никитина, М.Монтессори, Михайловой и др.) и развивающий принцип обучения, включающий следующие этапы: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Для наглядного выделения успешности ребенка в самостоятельной продуктивной деятельности разработаны и введены опорные знаки (шкала успеха ребенка), которыми пользуются дети при самооценке деятельности, деятельности сверстников и сигнализируя о готовности к выполнению следующего вида работы. 5. Технология «Ситуация» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предлагает структуру образовательной ситуации, которая позволяет реализовывать системно-деятельностный подход при ФЭМП дошкольников. Все этапы структуры связаны между собой единым игровым сюжетом, что способствует осмысленному получению детьми нового знания. В конспектах раскрыты приёмы, направленные на формирование уверенности детей при выполнении какого-либо игрового задания – словесная поддержка, способствующая усилению мотива деятельности, снятию страха, выражению убеждения взрослого в том, что у воспитанника все получится, авансирование успешного результата и скрытое инструктирование, намек, пожелание на успех в процессе деятельности ребенка. Представленные в пособии формы работы с детьми, способствуют поддержке и проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности. В рамках решения задачи по обновлению развивающей предметно-пространственной среды педагогами были изготовлены ширмы-трансформеры, что отвечает требованию ФГОС ДО — трансформируемости. Игровое оборудование направлено на проявление дошкольниками игрового творчества, активности, инициативности и самостоятельности при создании игровой среды: корабля, шалаша, автобуса, зоопарка и др., в соответствии с темой недели, дня, какого-либо сюжета. В совместной партнёрской деятельности педагог и дети имеют возможность в естественных условиях общаться друг с другом, проявлять положительные черты характера, развивать коммуникативные и организаторские навыки, научится конструктивным способам взаимодействия. В результате у детей формируются следующие установки: • дети становятся самостоятельными и инициативными в различных видах детской деятельности; • дети учатся слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; • у детей развивается речевое взаимодействие, сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; • дети отстаивают свою позицию, разумно и доброжелательно возражают взрослым; • у них нет чувства страха за ошибку В рамках экспериментальной работы внедрена системно-деятельностная модель организации образовательного процесса с дошкольниками, которая позволила повысить уровень их творческой активности и любознательности, самостоятельности и инициативности, результативность образовательного процесса направленного на достижение целевых ориентиров, заданных ФГОС с учётом непрерывности образования на ступенях «детский сад – начальная школа» Приобретая методическое пособие, педагогические работники ДОО дополнят свою копилку комплексно-тематическим планированием образовательного процесса со старшими дошкольниками по 4 темам: «Россия — моя Родина», «Дикие и домашние животные», «Зима. Птицы зимой», «Насекомые», где раскрыто многообразие форм детской деятельности, с указанием задач по направлениям развития, их интеграция и логика образовательной деятельности по теме дня в рамках тематической недели с указанием ожидаемого результата.
Станьте первым!