Детский исследовательский проект «Первые шаги в электронике»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц
Цель педагога: создание условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Цель ребенка: исследовать процесс, при котором загорается лампочка
Задачи педагога:
- формировать познавательные действия;
- поддержать детскую инициативу и самостоятельность детей;
- активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности ребенка.
Задачи ребенка:
- с помощью взрослых узнать, почему горит лампочка;
- с помощью взрослых получить информацию об электричестве;
- провести опыты, доказывающие существование электричества.
Актуальность: В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), да что там электроприборы, просто обычная лампочка, которую можно включить когда нам нужно. Но я никогда не задумывался, от чего же все таки загорается лампочка.
Проблема: Однажды вечером Татьяна Юрьевна включила свет. В группе стало светло, я задумался, от чего загорается лампочка. Почему горит свет?????
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Детские виды деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, трудовая, продуктивная.
Обеспечение проекта:
оборудование для опытов и экспериментов, подборка материала для чтения по теме проекта, компьютер, телевизор, электронный конструктор «Знаток» набор «А»
Продукт проекта: модель горящей лампочки
Ожидаемый результат (для педагога): развитие у ребенка интереса, любознательности и познавательной мотивации, ребенок опытным путем понял принципы работы электричества
Ожидаемый результат (для ребенка): Приобретение опытным путем элементарных знаний по физике
Совместная проектно – исследовательская деятельность
1 этап: Информационный
С вопросом, от чего загорается лампочка, я обратился к Татьяне Юрьевне.
Татьяна Юрьевна сказала нам, что лампочка загорается при помощи электричества. Мы ей задали вопрос: «А что такое электричество?». Воспитатель открыла энциклопедию и прочитала нам, что такое электричество.
Электричество, которое мы используем в домах, течет по проводам и называется электрическим током. Поступая в лампу, ток заставляет ее давать свет.
Почти все электричество, которое мы используем дома, производится на электростанциях. Там топливо – уголь или нефть – сжигается, и его тепловая энергия, раскручивая генератор, преобразуется в электричество.
Потом воспитатель провела в познавательный центр, который находиться в группе. Другим ребятам тоже стало интересно, и они присоединились к нам. В познавательном центре Татьяна Юрьевна показала несколько опытов.
2 этап: Экспериментальная деятельность. Опыты.
- Опыт с расческой и кусочками бумаги .
Сначала расческой расчесали волосы. Между волосами и расческой проскакивают небольшие искорки. Потом расческу поднесли к кусочкам бумаги. В результате бумага начала прилипать к расческе.
- Опыт с воздушным шариком и волосами
Надули воздушный шар, завязали. Потом потерли шарик о волосы, волосы стали магнититься. Шарик поднесли к потолку, и он прилип к нему.
Благодаря этим опытам мы сделали вывод, что есть вид электричества, которое не течет по проводам. Его обычно называют статическим, то есть «неподвижным».
А потом Татьяна Юрьевна достала «волшебную коробочку», которая называется электронный конструктор «Знаток» и мы начали собирать электрическую цепь.
3 этап: Моделирование электрической цепи
Для того чтобы нам собрать электрическую цепь нам понадобилось:
- Монтажная плата;
- Батареи;
- Провода, различной длины (5 шт.);
- Лампа с патроном;
- Выключатель;
Приготовив все необходимое, мы приступили к сборке электрической цепи:
- сначала необходимо взять монтажную плату
- взяли батареи;
- с обеих сторон подсоединили провода;
- далее к одному проводу прикрепили лампу с патроном;
- а к другому выключатель;
- соединили между собой проводами;
- замкнули выключатель – лампа загорелась;
- разомкнули выключатель, лампа погасла;
Заключение: В процессе моделирования электрической цепи я узнал, что электрический ток движется по проводам только в том случае, если они соединены в замкнутое кольцо – электрическую цепь. Пока по цепи идет ток, лампочка горит. Если цепь разомкнуть – отсоединить провод от батарейки,- лампочка погаснет.
Вывод: в процессе исследования удалось узнать, что лампочка загорается при помощи электричества.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».
- Интернет – ресурсы
Станьте первым!