Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ
Важнейшим условием полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является человеческое общение. Для их нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других компонентов речевой системы. Для воспитанников с нарушениями речи характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, навыков конструктивной деятельности, неустойчивость внимания, низкий уровень познавательной активности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
В процессе познавательной деятельности у детей формируются такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, которые являются важными предпосылками успешного обучения ребенка в школе.
Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес. Благодаря которому, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.
Одним из условий — является выбор средств.
Одним из эффективных средств для развития познавательной активности детей с ОВЗ является детское коллекционирование, в чем на практике убедились мы сами.
Почему именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
— Во-первых, наша группа компенсирующей направленности непростая, есть дети малообщительные, застенчивые, с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
— во-вторых, коллекционирование это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».
— в-третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у детей развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Что же такое коллекционирование?
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но взывающих к размышлению.
В процессе коллекционирования активно развивается интеллектуальная, нравственно – волевая, эмоциональная, действенно – практическая сторона личности. Коллекционирование – это внимание, память, гибкость и нестандартность мышления; умение наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, реконструировать, обобщать, выделять главное.
Что же дает коллекционирование ребенку? По нашим наблюдениям: авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, раскрытие собственного внутреннего мира. А главное – сбор коллекций объединяет детей общей идеей, сплачивает их; а в семье появляется общий интерес, общее увлечение.
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.
Наш опыт по коллекционированию позволяет сделать вывод о том, что коллекционирование является доступным, интересным, результативным направлением работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используя такую форму работы, мы пришли к выводу, что коллекционирование способствует формированию деятельностной компетентности дошкольников, развитию их познавательной активности, что в целом способствует полноценному развитию личности ребенка.
Список литературы
- Дьяченко, О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. [Текст] М: Педагогика, 2001 — 128 с.
- Прохорова, Л.Н. Воспитываем коллекционеров [Текст] М: «5 за знания», 2006 – 64 с.
Станьте первым!