Дети с ОВЗ в детском саду
Важнейшей
задачей модернизации системы образования
является обеспечение доступности
качественного образования, систематическое
повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов, а также
создание условий для достижения нового
современного качества общего образования.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании
в Российской Федерации» сказано, что
дети с ограниченными возможностями
здоровья (далее дети с ОВЗ, имеют равные
со всеми права на образование.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно разнообразна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными растройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.
Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть введены по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития. Перед составлением карты психолог изучает ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как: беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка, обследование физического развития,иобследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи).
Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:
- поэтапное объяснение нового материала;
- дозированное выполнение заданий;
- повторение учеником инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио - визуальными средствами обучения;
- система специального оценивания уровня учебных достижений.
Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.
Использование диагностических методик (совместно с педагогом –психологом) :
Сказкотерапия. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованны незаметно для ребёнка, посредствам включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, развиваются его интелектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Релаксация – в зависимости от состояния ребёнка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребёнком. Основная задача стоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.
Формы и методы работы с родителями.
Консультирование.
Дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребёнка.
Дни открытых дверей.
Родители посещают группу вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары – практикумы
Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников.
Родитель может видеть достижения своего ребёнка, учавствовать совместно с ребёнком.
Для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, Родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.
Советы родителям:
- общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада.). Кроме того, в будние дни лучше, если ребенок будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома;
- формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном;
- чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню детского сада. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе;
- чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Приучайте ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками;
- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;
- ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни
Станьте первым!