Физическое развитие дошкольников посредством внедрения современных образовательных технологий

Дошкольное образование 11 октября 2016 г., 22:17

Свою работу по физическому развитию обучающихся (воспитанников) я простраиваю на основании нормативно правовых документов, регулирующие развитие спорта в дошкольном образовании, а именно:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)».
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р (далее – Стратегия развития физической культуры и спорта);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.).
  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования.
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26), изменения СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 от 27.08.2015 г. № 41.

Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта в дошкольном образовании направлена на физическое воспитание дошкольников, обучение отдельных элементов спортивных техник, формирование культуры здорового образа жизни, общее оздоровление, приобретение уверенности в собственных силах. В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной организации должна предусматривать такую образовательную область, как физическое развитие воспитанников.

Ключевым документом применительно к рассматриваемому вопросу являются СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми разъясняется, что физическое воспитание обучающихся (воспитанников) в дошкольных образовательных организациях должно быть направлено на оздоровление, расширение физических возможностей детского организма, совершенствование двигательных навыков. Задачи достижения дошкольниками конкретных спортивных результатов во время физкультурных занятий СанПиН 2.4.1.3049-13 не ставятся. Требованиям к организации физического воспитания и спорта в дошкольном образовании посвящена отдельная глава СанПиН 2.4.1.3049-13. Согласно п. 12.2. данного документа двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста воспитанников и времени года. Рекомендуется использовать такие формы спорта в дошкольном образовании, как утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультминутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание.

Исходя из выше сказанного перед собой, я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического развития, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

На основании цели мною проведен анализ педагогической деятельности и выбраны основныезадачи в соответствии с принципами ФГОС ДО:

  • обогащение развивающей предметно - пространственной среды, материалами и средствами обучения, обеспечивающие физическое развитие, укрепление здоровья и индивидуализацию каждого воспитанника с учетом его здоровья, возможностей и интересов;
  • поддержка спортивной, здоровьесберегающей инициативы воспитанников через внедрение и реализацию современных образовательных технологий;
  • повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах физического развития и спортивного образования детей посредством внедрения в практику партнерской деятельности;
  • организация взаимодействия педагогических и руководящих работников посредством нетрадиционных педагогических форм и методов направленные на развитие качественного дошкольного образования;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях.

Основная часть творческой презентации

В процессе педагогической работы, наряду с традиционными формами организации двигательной деятельности внедряю нетрадиционные: интегрированные, занятия-путешествия, сюжетные по литературным произведениям, игровые, театрализованные, по принципу круговой тренировки, по карточкам, кубикам, схемам, интегрированные с презентацией, построенные на упражнениях с элементами спорта, из несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.

Физическое развитие обучающихся (воспитанников) провожу по подгруппам (гендерный подход) и строю с учётом психофизических возможностей мальчиков и девочек, что даёт возможность развивать в девочках гибкость, пластику, грациозность, а в мальчиках выносливость, силу, ловкость.

В своей работе с воспитанниками я опираюсь на:

  • оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», в основе которой лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка»;
  • программу «Играйте на здоровье» Волошиной Л. Н, Куриловой Т. В., которая базируется на использовании игр с элементами спорта;
  • технологию «Старт» Л. В. Яковлевой - акробатические упражнения, упражнения на нестандартном для дошкольников оборудовании;
  • метод эвритмической гимнастики Эмиля Жак - Далькроза;
  • танцевально-игровой гимнастики для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ».

Развивающая предметно – пространственная среда

Важным направлением в формировании у обучающихся (воспитанников) основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда (далее РППС), прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для обогащения РППС, материалами и средствами обучения, обеспечивающие физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) совместно с детьми и родителями (законными представителями) создали нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками:

  • дорожку здоровья «Стопотерапия» (на спортивном участке). Массаж рефлекторных зон стоп воздействует на многие системы человека, является профилактикой плоскостопия и других заболеваний опорно – двигательного аппарата. При воздействии на биологически активные точки стоп и проекционные зоны внутренних органов достигается не только общеукрепляющий эффект, но и улучшается функциональное состояние внутренних органов за счет механического массажа стоп;
  • оборудование для перешагивания и прыжков из картонных труб (из-под линолеума);
  • скакалка из крышек. Материал: разноцветные крышки, две ручки от 5 литровых бутылок, шило, шнур. Задачи: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость, внимание. Использование: для прыжков, а также данное пособие может служить как для метания в цель, если скакалку соединить в круг;
  • «Спортивные кубики» Изготовлено из пластмассовых кубиков, бумаги с силуэтами человека, выполняющего различные упражнения. Предназначено для использования в самостоятельной игровой деятельности, организованной образовательной деятельности, для работы дома с родителями (законными представителями). Способствует укреплению мышц тела, развитию общеразвивающих упражнений, внимания, координации движений, быстроты реакции;
  • «Разноцветные шары». От стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10 разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок в зависимости от спортивного зала. Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД. Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.

Инновационный подход в создании РППС спортивного зала, групповых помещений, участков, позволил мне организовать её в виде спортивно - творческих «комплексов», которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития обучающихся (воспитанников),экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка. Компонентами спортивно- творческих «комплексов» являются такие мини-центры в группах, как: «Юные гимнасты», «Спортивный тренажерный комплекс», «Школа мяча», «Баскетболисты», данные мини – центры в группах обогащают широким спектром эмоциональных впечатлений, создают основу для разнообразных видов двигательной деятельности.

Достижения обучающихся (воспитанников)

Отстающими в физическом развитии детей, провожу индивидуальный подход: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров (беговая дорожка, велотренажер, батут, эллипсоидный тренажер), некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.

С целью обеспечения возможности самореализации одарённой личности в различных видах двигательной деятельности мною была организована физкультурно-оздоровительная группа «Весёлые старты». Дети, посещающую данную группу отличаются от других детей высокими показателями в силе, беге, прыжках, метании.

Это стало видно в результатах районных и городских соревнований:

  • «Фестиваль здоровья» - 2014 г. – грамота, 4 место (район);
  • «Фестиваль здоровья» - 2015 г. – диплом 3 место (район);
  • «Фестиваль здоровья» - 2016 г. – диплом 2 место (город).

Так же, мои воспитанники являются призерами и дипломантами:

2014 г.

Всероссийская викторина «Мы и спорт», диплом II степени;

2015 г.

Международный конкурс – игра по физической культуре «Орленок», грамота 2 место;

2015 г.

Международная олимпиада по ОБЖ, диплом I степени;

2016 г.

Общероссийский конкурс «Мы со спортом дружим», диплом I степени;

2016 г.

Международный конкурс – игра по физической культуре «Орленок», грамота 1 место.

На протяжении трех лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционное оборудование и современные технологии, я обратила внимание на то, что:

  • дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение;
  • дети стали более ловкими, выносливыми и сильными с 58 % до 83 %;
  • в среднем повысилась посещаемость физкультурных занятий обучающимися (воспитанниками) с 79 % до 92 %;
  • дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны;
  • анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлых лет, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы. Это показывает нам плантография и статистика: в 2014 - 2015 учебном году по индивидуальному маршруту занимались 45 детей, с нормальным сводом стопы выпущено 14 воспитанников; 2015 - 2016 учебном году из 43 детей - 19 воспитанников.

Выпускники дошкольной организации продолжили занятия по физическому развитию в цирковой студии – 6 % детей, в детской спортивной школе по лёгкой атлетике – 11 % детей, по художественной гимнастике – 9 % детей; фигурному катанию – 3 % детей, плаванию - 23 %, хоккей на траве – 6 % детей.

Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной организации традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Педагогическая деятельность с педагогами дошкольного образования

В настоящее время в нашем детском саду непрерывная образовательная деятельность (НОД) по физической культуре и физкультурные досуги проводятся совместно с воспитателем, что способствует осуществлению принципа интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В свою очередь, как и положено оказываю помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников:

  • подбираю упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики;
  • помогаю организовать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке;
  • оформляю рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Для того чтобы воспитатель был первым моим помощником, с ним надо регулярно взаимодействовать. Поэтому я консультирую воспитателей, даю необходимые советы, оказываю помощь, знакомлю воспитателей с планом работы, обращаю внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть ребёнок. На практических занятиях помогаю воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю методической работе (игры-практикумы, консультации в форме презентации, мастер-классы, тетради взаимодействия с педагогическим работниками).

В 2014 году провела для педагогических работников дошкольных организаций районный семинар – практикум «Здоровый образ жизни дошкольников посредством нетрадиционного физкультурного оборудования».

В 2015 году провела методическое объединение инструкторов по физической культуре «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки дошкольника».

В 2016 году организовала открытое спортивное мероприятие для педагогов района «Спортивные игры в физическом развитии обучающихся (воспитанников).

В 2015 году совместно с педагогическими работниками разработали и внедрили детско – взрослый проект «Здоровенькие ножки и спинка», за данный проект в 2016 году был получен диплом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования»

В своей работе для решения поставленных задач привлекаю также медицинских работников, которые проводят с детьми беседы о здоровом образе жизни, в соответствии с утвержденным планом работы валеологической направленности.

Педагогическая деятельность с родителями (законными представителями)

Важным аспектом своей педагогической деятельности я считаю работу с родителями (законными представителями) своих обучающихся (воспитанников), их заинтересованность в педагогическом и воспитательном процессе, в понимании жизненных прерогатив, что дают детям занятия физической культурой.

Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в моей работе. И именно в семье, в дошкольной организации на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

С целью партнерского и активного участия семьи в педагогическом процессе физического развития, созданы совместно с родителями (законными представителями) следующие проекты:

  • «Здоровая семья»,
  • «Здоровье с детства»,
  • «Азбука здоровья» - валеологической направленностью.

Периодически организуем совместно с родителями (законными представителями) фотовыставки:

  • «Наши чемпионы»,
  • «Спортивная жизнь семьи»,
  • «Летние виды спорта в семье»,
  • «Зимние виды спорта в семье»,
  • «Закаленная семья»

Это способствует организации семейного совместного досуга и отдыха в выходные дни, во время отпуска, семейных методов и способов закаливания детей.

Совместно с родителями проведены спортивные праздники, что способствовало укреплению семей, дружбе между семьями, выявлению талантов среди родителей, укреплению здоровья:

  • «Мой спортивный папа»,
  • «Моя спортивная мама»,
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»,
  • «Зимняя олимпиада в Сочи»,
  • «Летняя олимпиада в Рио»,
  • «Фестиваль спортивной семьи»,
  • спортивный квест «Тайна спорта».

Очень удачной формой работы показала совместная утренняя гимнастика, «Вместе с папой, вместе с мамой», которые формируют у родителей (законных представителей) основы грамотности по физическому развитию детей.

В работе с родителями использую разнообразные формы работы:

  • родительские собрания,
  • индивидуальные консультации,
  • дни открытых дверей,
  • дни здоровья,
  • походы,
  • консультации-практикумы,
  • издание информационной газеты «Физкульт – УРА!» (1 раз в квартал),
  • анкеты,
  • изготовление семейных стенгазет и альбомов.

Основная цель данных мероприятий - помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоционально- двигательный контакт с детьми.

Заключение

Моя профессиональная концепция дошкольного образования направлена на проектно – целевой подход, который обеспечивает достижение цели и задач, определяющие качественное образование и социализацию дошкольников.

На основании нормативно правовых документов, регулирующие развитие спорта в дошкольном образовании, приоритетными задачами в моей педагогической деятельности на перспективу ставлю:

  • продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательных отношений;
  • внедрение и реализация «степ – аэробики» для дошкольников;
  • для родительской и педагогической общественности создать раздел на сайте дошкольной организации «Кластер здоровьесбережения», с публикацией проектов, видео – роликов мастер – классов по использованию той или иной образовательной технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста.

За время моей немаленькой педагогической деятельности я научилась:

  • делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь;
  • рационально использовать свое рабочее время;
  • вносить положительный настрой в коллективе.

Я увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность работы.

Я счастлива, когда ребята с удовольствием идут ко мне в спортивный зал.

Вот это то, к чему я так стремилась.

Теги: Zadorina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!