Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Дошкольное образование 12 ноября 2016 г., 9:50

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с ОНР

Тема: «И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий»


В группе компенсирующей направленности реализуется дополнительная программа «Развитие образной речи дети при знакомстве с музыкальными и поэтическими произведениями. Занятие соответствовало плану программы «Развитие образной речи дети при знакомстве с музыкальными и поэтическими произведениями.

Цель: создание условий для развития образной речи детей через поэтическое слово, слушание музыки, игру.

I. Коррекционно - образовательные задачи:

Создавать условия для:

- развития речевой активности детей, их коммуникативных способностей;

- обогащения активного образного словаря детей за счет уточнения значения известных слов и словосочетаний и введения новых;

- закрепления знаний о временах года, перелетных птицах;

- закрепления умения использовать обобщающие понятия;

- обучения построения развернутого высказывания;

- расширения представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

II. Коррекционно - развивающие:

- создавать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;

- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

- способствовать развитию познавательной деятельности у детей;

- закрепить умение работать с книгой и другими материалами;

- развивать образную память и речь, творческое воображение, внимание.

III. Воспитательные:

- формировать чувство партнерства и сотрудничества;

- повышать уровень речевой культуры у детей.

Предварительная работа: Рассматривание картин А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.И.Шишкина «Лес весной», С.Ю.Жуковского «Весна», «Пробуждение природы», А.Я.Крижицкого «Ранняя весна», К.Ф.Юона «Весна в Троицкой лавре».

Чтение и заучивание стихов о весне и перелетных птицах по выбору детей: Ф.Тютчев «Весна», В.Жуковский «Жаворонок», А.Плещеев «Сельская песня», Б.Заходер «Ласточка», К.Льдов «Милая певунья», В.Мирясова «Ласточки летят» и др.

Чтение по выбору: К.Ушинский «Ласточка», В.Бианки «Птичий календарь» Г.Снегирев «Птицы наших лесов», М.Пришвин «Гости», В.Бианки «Мастера без топора», «Лесные домишки», Н.Сладков «Гнездо».

Рассматривание иллюстраций о перелетных птицах, наблюдение на прогулке за птицами, игры на развитие мелкой моторики.

Слушание: В.А.Моцарт «Времена года» (звуки природы), А.Вивальди «Весна», П.И.Чайковский «Времена года», «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи», К.Алябьев «Соловей», Астор Пьяццолла «Весна», Йозеф Гайдн «Весна» 1-я часть Оратория «Времена года», В.А.Гаврилин «Времена года», «Весна» (слова народные), русская народная песня «Ласточка», «Птичка».

Дидактические игры «Птица - не птица», «У кого что?», «Скажи какая? какой?» и т.д.

Фольклорная копилка – чтение, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о перелетных птицах.

Словарь: времена года, круглый год, перелетные птицы, трель.

Словарь образных выражений: «жаворонок звонкий», «между небом и землей песня раздается», «соловьиная трель», «звенит колокольчиком», «поет голосисто».

Средства реализации:

Демонстрационный материал: на проекционном экране презентация картин русских художников о весне. Изобразительный ряд представлен картинами И.Левитана «Весна», «Большая вода», «Март»,К.Ф.Юона «Мартовское солнце», «Весенний солнечный день»,С.А.Виноградова «Весна идет», «Весна»,Э.Грабаря «Мартовский снег»,А.И.Куинджи «Ранняя весна»,В.Н.Бакшеева «Голубая весна», В.Кудревича «Утро весны».

Раздаточный материал: цветные полоски для составления схемы времен года, наглядные пособия по теме «Перелетные птицы», книги, энциклопедии, схемы для составления рассказов о перелетных птицах.

Техническое обеспечение: компьютер, экран, музыкальный центр.

Ход НОД:

1. Организационно-мотивационный этап

Создание благоприятного эмоционального фона

Приветствие «Здравствуйте!» сопровождается движениями.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Создание проблемной ситуации

Всю неделю мы с вами говорили о весне и о перелетных птицах, играли в игры, слушали музыку, читали. Хотите узнать о них как можно больше? Как можно это сделать? С чего мы начнем? Наверное, сначала надо подумать. (Ответы детей).

- Мы с вами используем знакомую нам модель трех вопросов. (На доске прикрепляется модель трех вопросов). Что будем делать в начале? Что потом? (Ответы детей).

- Итак, первое — это то, "что мы знаем о перелетных птицах?", потом - "что мы хотим узнать о птицах?", затем, "что нам нужно сделать, чтобы узнать о птицах?".

2. Основная часть

Актуализация опыта детей, создание ситуации общения

Звучит музыка А.Вивальди «Весна».

На проекционном экране презентация картин русских художников о весне.

Показ сопровождается чтением стихотворений о весне.

Вот тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут снова соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…(А.Плещеев)

Солнце брызжет, солнце греет.

Небо – василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок. (С.Черный)


Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки. (С.Дрожжин)

- О чем говорится в этих стихотворениях? (Ответы детей).

На столах у детей и логопеда полоски четырех цветов.

- Игра «Схему собери, ДО и ПОСЛЕ назови»

- Каким цветом обозначим весну? (Ответы детей). Выставляется полоска зеленого цвета.

- А перед весной какое время года? (Ответы детей).

- Каким цветом изображаем зиму? (Ответы детей). Выставляется полоска белого цвета.

- А после весны какое время года наступает? (Ответы детей). Выставляется полоска зеленого цвета).

- Каким цветом изображаем лето? (Ответы детей). Выставляется полоска красного цвета.

- После лета какое время года должно быть? (Ответы детей). Выставляется полоска желтого цвета).

- Используя разноцветные полоски, что мы построили? (Ответы детей).

- Сколько сезонов в году? Какие, назовите. (Ответы детей).

- после зимы бывает весна, после весны – лето, после лета – осень, после осени – зима;

- до зимы бывает осень, до осени – лето…;

- до лета бывает весна, а после лета – осень.

- А мы с вами сегодня говорим о каком времени года? (Ответы детей).

- Одна из весенних примет – это возвращение домой перелетных птиц. С их прилетом было связано много народных примет, а, следовательно, пословиц и поговорок.

- Например, «Грач зиму расклевал» (с прилетом грачей начинается активное таяние снегов, зима окончательно уступает место весне.

«Трясогузка хвостом лед разбивает» (трясогузки прилетают рано, перед вскрытием рек ото льда).

Дети совместно с педагогом объясняют смысл и других пословиц. Высказывают предположения, опираясь на свои наблюдения и изученный ранее материал по данной теме.

- Летит скворец - зиме конец;

- Одновременный прилёт птиц - к дружной весне;

- Вороны купаются ранней весной - к теплу;

- Воробьи купаются в луже - к теплу;

- Жаворонок является к теплу;

- Вы сможете отгадать птицу по описанию (Ответы детей).

- Проверим, а для этого поиграем в игру.

ИГРА «ОТГАДАЙ ПТИЦУ» (ПО ТИПУ ИГРЫ «ДА - НЕТ» ТРИЗ)

Актуально, чтобы дети задавали вопросы, используя образные выражения, например: Эта птица поет «между небом и землей», эту птицу называют «голосистой», и т.д.

Когда дети отгадывают птицу, логопед показывает иллюстрацию, а музыкальный руководитель включает запись с голосом птиц.

- Дети вы слышали удивительно красивую, звонкую песню жаворонка, приветствующего приход весны. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

- А вы знаете музыкальные произведения о птицах. Какие хотите послушать? (Ответы детей).

- Звучит «Соловей» А.А.Алябьева и «Жаворонок» М.И.Глинки.

- Не только композиторы, но и поэты в своих произведениях также часто упоминают и жаворонка и соловья.

Педагог читает стихотворение «Жаворонок» П.Бровка.

Мне люб ты, жаворонок звонкий,

Ценю тебя за простоту.

В самой земле твоя хатёнка,

А ты взлетаешь в высоту.

И пусть не трелью соловьиной

Развеселишь ржаную тишь,

Но целый день в бездонной ниве

Ты колокольчиком звенишь.

- А стихотворения о птицах? (Ответы детей).

Дети читают стихотворения по желанию и собственному выбору. Это может быть «Жаворонок» Валентина Берестова, «Жаворонок» Самуила Маршака, «Жаворонок» Алексея Толстого, «Жаворонок» В.Жуковского и т.д.

- Удивительно интересные птицы: жаворонок и соловей.

- Как вы считаете на первую часть модели «Что мы знаем?» мы уже ответили? (Ответы детей).

- Итак, вы молодцы, знаете многих перелетных птиц. Перелетные птицы улетают осенью и возвращаются весной. О перелетных птицах сложено много пословиц и поговорок. Среди перелетных птиц есть певчие птицы, их пение вдохновляло поэтов и композиторов. Это жаворонок и соловей. Жаворонок прилетает к нам раннею весной и поет в поле «между небом и землей». А соловей поет в садах. Трели соловья очень красивы.

- Давайте подумаем, что мы хотим узнать и как будем узнавать. (Ответы детей).

Вместе с ответами детей выставляются картинки – символы, карточка – вопросительный знак, карточка – лицо человека, карточка – лупа, карточка – ладошка, карточка – телевизор и карточка – книга.

- Итак, мы с вами вспомнили и определили, каким способом мы можем пополнить свои знания о перелётных птицах.

- Но у нас получается, что вы хотите узнать еще очень много, а времени нет. Как быть? (Предложения детей).

- Значит нам необходимо разделиться на команды с условием, что в каждой будет не больше пяти человек.

Дети делятся на команды, с помощью разрезных картинок жаворонки и соловья.

- Одна команда будет узнавать про жаворонков, вторая про соловьев. А потом обменяемся тем, что нам удалось узнать. При рассказе вы можете воспользоваться схемами.

(Детям на выбор предлагаются различные схемы рассказов о птицах).

Дети выбирают себе различные пособия: книги, энциклопедии, картинки и пр. Обобщают информацию и закрепляют знания, рассказывая о том, что узнали.

Жаворонок

Жаворонок – это перелетная, певчая птица. Прилетает рано весной. Люди, когда прилетают жаворонки, пекут из теста фигурки птиц – «жаворонков». Поет высоко над землей. Очень высоко, ее трудно разглядеть, птичка как темная точка, «между небом и землей». Эта птица некрупная, чуть больше воробья.

Оперение серое и коричневое, на перышках есть точки и полоски. Она не яркая, зато ее никто не заметит среди травы.

Жаворонок поет на лету, поднимается все выше и выше. Жаворонок не только летает, но и бегает по земле. Питается насекомыми.

Соловей

Об этой птице люди составляют добрые сказки и сочиняют красивые стихи.

Соловей – маленькая серая птичка, как обычный воробей. Великий певец кажется незаметным снаружи. Единственное украшение у соловья – это яркий разноцветный «нагрудник».

Весной соловьи заливаются трелями каждую ночь, особенно в зарослях и рощах возле рек и озер. Они любят жить во влажных и теплых уголках. Поэтому на зиму соловьи, отправляются в долгий путь к африканским землям. Многие испытания приходится пережить хрупкой птичке, пока она добирается до безопасного места, в теплые солнечные страны.

3. Заключительная часть

Педагог благодарит детей за совместную работу и проводит рефлексию:

- Что вам запомнилось? Что было трудным? Что получилось легко? Что понравилось?


Список литературы

1. Бианки В. «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры. Разговор птиц весной»,

2. Времена года. Стихи русских поэтов о природе (илл. Владимир Канивец) - М.: Детская литература. 2016.

3. Времена года. Стихи, рассказы и загадки о природе (илл. Сергей Яровой).- М.: Владос. 2014.

4. Времена года. Русская природа в стихах поэтов Серебряного века и картинах русских художников. - М.: Хобби – Пресс. 2015.

5. Времена года в стихах русских поэтов (илл. Сона Адалян). - М.: Владос. 2016.

6. Пришвин М.М. «Рассказы о весне» - М.: ОЛМА - Пресс. Гранд. 2012.

7. Соколов-Микитов И.С. «Весна в лесу», «Как весна на Север пришла», «Весна-красна», «Голубые дни» и др., - М.: ОЛМА - Пресс. Гранд. 2012.

Теги: Tukish 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!