Маленький деспот или как пережить кризис 3х лет

Дошкольное образование 19 августа 2016 г., 3:24

Рекомендации для родителей трехлетних малышей

Кризис 3-х лет и возраст строптивости.

Кризисы развития- это относительно короткие ( от нескольких месяцев до года двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве( 1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет) , но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке , он становится упрямым, капризным, вздорным.

Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину»,

научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например в конструировании.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса трех лет.

  1. Негативизм-реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки своему желанию.
  2. Упрямство- ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, он требует, чтобы окружающие считались с ним , как с личностью.
  3. Строптивость- она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  4. Своеволие-стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности, подавить ее, значит породить у ребенка сомнения в собственных силах и возможностях.
  5. Протест-бунт- ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
  6. Симптом обесценивания- проявляется в том, что ребенок начинает ругаться , дразнить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм- ребенок заставляет родителей делать все , что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими. По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том , что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность ,создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило , фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых- до 19 раз!
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о "фиксированном" упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.
  • Еще не понятно, кто упрямее,- родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против « обязан», против « должен», хотя бы в силу того, что это « должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел для многих наших требований, он только маленький росточек.

Что могут сделать родители?

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку- это бесполезно. Ругать не имеет смысла ,шлепки еще сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали « нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка». Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня интересная игрушка ( книжка, штучка и т.д.)" « А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие моменты заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор, и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладеть вами . Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий раз вам уже будет легче сдержать его.

Кто знает, какими мы будем в старости (проходя свои очередные кризисы?). Захочет ли наш, тогда уже взрослый, ребенок понять и помочь нам в наших немощах?

Первоначальный источник:

Арсентиева С. «Записки САМостоЯтельного ребенка, или как пережить кризис трех лет», Ростов на Дону, «Феникс» 2016 год.

Теги: Boriskina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!