Методическая работа "Хвала тебе, мой край родной"

Литература 21 июля 2016 г., 4:13

На посиделках.

Заседание литературно-краеведческого кружка « Родничок»

Тема: Хвала тебе, мой край родной.

Задачи:

  • Привитие бережного отношения к культурным традициям своего народа.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Воспитание чувства уважения к людям труда.

Край родной – Белгородчина.
Небо – словно шатер.
Храмы – Богом отточены,
И повсюду - простор.
Поселок наш Новосадовый
На берегу Донца лежит.
Народ у нас живет бедовый,
Он лежебочить не велит.
Моей любви нет края и конца
Поселку у студеного Донца.

Любят Белгородцы родной край и поэтому пишут в своих стихах:

Белгородчина наша чудесная,
До чего ты всегда хороша.

Учитель: На Руси говорят: «Хлеб Вам да соль». С давних времен хлебом-солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Этот обычай русской старины сохранился и до сей поры. Хлеб да соль символизирует мир, тепло домашнего очага. Это часть нашей русской культуры. Старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогает почувствовать себя частью огромного временного потока.

Вместе ведущие: Здравствуйте, люди добрые!

1. Здесь и красны девицы – милые и прекрасные,

2. Добры молодцы кругом разудалые.

ВЕДУЩИЕ вместе: Все уселись за столом.

1.Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

2.Песни русские попеть

В русский пляс с душой пуститься.

1.Пирогов отведать вкусных

2.И чайку напиться всласть.

ВЕД. ВМЕСТЕ: Все мы рады видеть Вас!

Учитель: В почете у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции.

1. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком Да поговорим ладком.

УЧИТЕЛЬ: А ведь поговорить нам есть о чем.

1.Каждый из вас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно от многовекового опыта людей, которые жили до нас. Как необходимынам знания культуры и народного быта предков.

2.Тяжелая и опасная была жизнь наших предков, так как воины опустошали Русскуюземлю. Но и в часы горя, и часы радости наш народ не терял душевной доброты,верил в свои силы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в творчестве наших предков. А народ наш был поистине талантлив. И поэтому мы должны по-настоящему глубоко любить свою Родину, и знать не толькоее настоящее, но и прошлое.

1. А чтобы познакомиться с истоками народной жизни Белогорья, обратимся к народной поэзии, к русскому фольклорному слову, самобытному, талантливому. Давайте попытаемся представить некоторые картины далекого прошлого.

Белгородские потешки

1.Застучали топоры
У белгородской белгоры
Скоморохи, плотники
Всякие работники.
Отстучали топоры ,
Встала крепость у горы,
Город - добрый молодец
Смотрит в Северский Донец.

2.Эх, чух, чух, чух наловил дед щук.

Бабка рыбу печет, сковородка течет.

Баба деда за бороду :

Купи новую сковороду.

Ведущие:

2-й: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе для того, чтобы прясть, вышивать, ткать.

1-й: Но какая работа без песни?

2-й: Но какие посиделки без задорной частушки! Частушечный диалог мог происходить между подругами, соперницами или между парнем и девушкой. Все то,что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко и естественно высказываетсяв частушке.

Девочки поют частушки. (Барыня-сударыня)

Ведущие:

1-й: Устали девушки и парни, и снова замелькали руки в работе.И вдруг…

2-й: Все замерли. Что же произошло?Вместе: А вот что.

1. Какие бывают сказки?

2. Волшебные, бытовые, сказки о животных.

Юноша: Сказка «Отец и сын».

Делал мужик салазки. Маленький сынишка спрашивает его:

- Батя, что делаешь?

- Салазки.

- Тебе на что?

- А дедушку на пустыньку свезти, стар стал, никуда не годится.

- А, тятя, ты куда салазки-то спрячешь?

- А тебе на что?

- А как ты-то стар будешь, так я тебя и свезу.

- Нет, нет, я пошутил, я дедушку не повезу.

- Ну так, тятя, и я тебя не повезу.

1.А кто автор сказки?

2. Да автора у нее нет.

1.Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим , что творцом их был народ.

Учитель: В подобных турнирах побеждал самый талантливый сказочник. Такие одаренные умельцы пользовались уважением, всегда были желанными в любой компании.

Ведущие:

2-й: Какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то песенками, то стихами, то коротенькими рассказами, но главное – они всегда веселые.

1-й: И прибаутками и небылицами запрещалось только одно: быть нескладехами.

Рассказ-прибаутка:

Повстречались под вечер два приятеля.

Один другого спрашивает:

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

- Нашел?

- Нашел.

- Где же они были?

- Да за поясом. А ты куда шагаешь?

- За семь верст.

- Киселя хлебать?

- Нет, комара искать.

- Это которого же комара?

- Да того, который за нос меня укусить

хочет.

- Да он же при тебе.

- Где это при мне?

- Да на носу у тебя.

Стишок – прибаутка:

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить!

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра-то?

-Один ворот остался.

Ведущие:

1-й: Любимыми на таких посиделках были и скороговорки.

2-й: Вот тут-то и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается: первый? Кто первый?

Ребята по очереди говорят скороговорки.

1. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

2. Молодец против овец, а против молодца сам как овца.

3. Каково волокно, таково и полотно.

4. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.

Ведущие:

1-й: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные.

2-й: А сейчас мы на наших посиделках загадаем друг другу загадки да посмотрим на самого умного да смекалистого. Сделаем так, посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Кто начнет считать?

Считалки

1. На мосту сидит кукушка, скуковала раза три. Кто вышел? Это верно ты.

2. Под горою у реки живут гномы-старики. У них колокол висит, рассеребряный звонит: дини, диди, дини, дон, выходи из круга вон.

3. Шел баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку. Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

Загадки

1. На сковороду наливают, да вчетверо сгибают (блины)

2 .Сам не берет и воронам не дает ( чучело огородное)

3. Стоит на поле мирон, полна пазуха ворон ( стог, овин)

4. Сутул, горбат, все поле перешел, все загоны перечел (серп)

5. Сам худ ,а голова с пуд (безмен)

Ведущие:

1-й: Беседа в разгаре. Раздался стук. Входит девушка и говорит:

- Батюшки, никак кума Федосья?

- Не мало ли вас, не надо ли нас?

- Здорово, Настасьюшка!

- Здравствуйте, здравствуйте!

- Проходите да хвастайте.

Как богат и красив народный язык! Так и пестрит речь прибаутками да побасенками, пословицами да поговорками. В них — народная мудрость, свод правил жизни. Пословица к слову молвится. Вот только послушайте:

Вертится, как сорока на колу.

Говорит — что рублем одарит.

Как сыр в масле катается.

Он любит чужими руками жар загребать.

В ступе воду толочь — вода и будет.

Мал золотник, да дорог.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Счастье — не палка, в руки не

возьмешь.

От добра, добра не ищут.

Волков бояться — в лес не ходить.

1-й Я вам даю два слова из пословицы, а вы, добрые люди, называете ее полностью.

1 Шило - мешок. (Шила в мешке не утаишь)

2 Дело-смело. (Сделал дело - гуляй смело)

3 Дело – час. ( Делу время - потехе час)

4 Чай - дрова. (Чай пить – не дрова рубить)

5 Изба, угол, пирог. ( Не красна изба углами - а красна пирогами)

2-й: А какие посиделки без игр!

И мы сейчас с удовольствием поиграем в русские народные игры.

Ребята играют в игры: «Считалки», «Змейки», «Третий лишний», «Волки и овцы»,

«Ворота», «Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди».

Ну, как, понравилось играть в старинные игры? В них, между прочим, играли наши

прабабушки и прадедушки.

Быстро летит время... Пора нам по домам расходиться. А на прощанье расскажу одну

сказочку.

Жил-был царь, был у царя двор... Как вы думаете, инте ресную я вам расскажу

сказку? На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?

Что за удивление? Ладно уж, расскажу. Только какую? Про журавля и овцу хотите

ли? Вокруг кольца ходили жу равль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли

все с конца?

1-й: Нет уж! Давай лучше я расскажу. Слушайте.

В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязла в тине хвостом. Дергала, дер гала, дергала — выдернула хвост, да завязла носом. Дергала, дергала, дергала — выдернула нос, да завязла хвостом.

2-й: Ну, что ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Что же дальше?

1-й: Что же дальше? А дальше опять: дергала, дергала — выдернула хвост, да завязла носом...

2-й: Ну, уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через море-океан. Собирал он кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их в воду, чтоб стали мягкими.

1 -й: Что же ты молчишь? Что же дальше?

2-й: Так ведь кости еще не размокли. Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его слушатели докучали сказочнику, а сказочник — слушателям.

Учитель: Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печа ли, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в творчестве наших далеких предков. Но главное в народной жизни — лад. Это стремление к совершенству, целесообразности, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Входят в избу родители, на тарелках несут пироги

Ведущие:

1-й: А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Уго щайтесь, гости дорогие!

2-й: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на... пир.

Спасибо всем дорогим гостям, что приехали к нам на посиделки, улыбками ласковыми друг друга встретили, душу согрели у нас и обрели в сердце своем друзей множество. А я хочу, чтобы каждый из Вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавал своим внукам и детям любовь к России.

Для России наш посёлок-частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

Теги: Matyukhina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!