Моделирование как метод познания. Формы представления моделей
Цель: учащиеся должны знать виды и свойства моделей реальных объектов; уметь строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя типовые средства.
Ход урока.
Наглядные пособия: политическая карта мира, глобус, описание Земли, карточки с физическими формулами (любыми), чертежи и т.д.
Описание Земли (написать на доске): Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Средний радиус – 6371,032 км. Экваториальный радиус – 6378,16 км. Полярный радиус – 6356, 777 км. Поверхность 510069000 км2, в том числе 29,2 % – суша, 70,8 % - вода. Объем – 1,0832 * 1012 км3. Масса – 5,97 * 1027 кг. Средняя плотность – 5,574 г/см3
Постановка цели урока: Обратите внимание на глобус, карту, описание на доске – как вы думаете, почему сегодня все это я принесла на наш урок? Зачем эти предметы нам необходимы в повседневной жизни?
Изучение нового материала.
Все объекты окружающего нас мира необычайно сложны и имеют большое количество различных свойств. Иногда вместо реальных объектов приходится рассматривать их упрощенные представления —модели. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия.
Моделями объектов могут быть уменьшенные копии архитектурных сооружений, наглядные пособия в школьном кабинете. Модель может отражать нечто реально существующее - атом водорода, солнечную систему, структуру власти в стране и т.п. или же являться абстрактным обобщением реально существующих объектов.
Можно сказать, что модель - это некий заменитель объекта, по определенным параметрам и свойствам подобный реальному объекту.
Почему для одного реального объекта предлагается несколько различных моделей? Давайте сравним представленные ранее модели Земли.
Цель: | Модель: |
Изучение формы Земли и взаимного расположения континентов, океанов и т.д. | Глобус |
Изучение государственного деления суши | Политическая карта мира |
Изучение строения Земли | Физические характеристики |
Любая модель строится с некоторой целью. В зависимости от этой цели моделирования выбираются те существенные свойства реального объекта или явления, которые должна отражать модель. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проведения исследования или наблюдения свойства.
Таким образом, модель - это некий новый объект, который отражает некоторые свойства изучаемого объекта, явления или процесса, наиболее существенные с точки зрения цели моделирования.
Моделировать можно не только объекты, а также явления и процессы. Например, круговорот воды в природе, ядерная реакция, инерция, движение искусственных спутников и т.д.
Модели могут быть:
материальными (предметными) – воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (игрушка, глобус, объемная композиция в музее, макет самолета и т.д.)
нематериальные (абстрактные) или информационные – представляют объекты в
образной форме (рисунки, фотографии и др.) – зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото-, кинопленке и т.д.);
знаковой форме (математическая формула, чертеж, таблица, текст и т. д.) – строится с использованием различных знаков (знаковых систем).
Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.) Одним из формальных языков является математика.
Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называетсяформализацией.
При изучении нового объекта сначала строится его информационная модель на естественном языке, затем она формализуется.
Закрепление изученного:
Разработать несколько информационных моделей для объекта «город»
Цель: | Модель: |
Определение маршрута передвижения | План (карта) города |
Обзор самых интересных мест в городе | Набор открыток |
Общие сведения о городе | Содержание экскурсии |
Сведения о телефонах организаций | Телефонный справочник |
Отражение личного восприятия города | Стихи, картины, фильмы |
Отражение деятельности руководителей города | Сайт Мэрии |
Продумать цели, для которых созданы перечисленные модели объекта «школа»:
Цель: | Модель: |
Аттестационная карта | |
Сайт | |
Сведения о | База данных по педагогам |
Сочинение на тему «Почему я люблю свою школу» |
Составить информационную модель для следующих целей:
Составление резюме при поиске работы
Запись в спортивный клуб
Знакомство в Интернете для последующей встречи
Создать информационную модель события (опоздания, пропуска урока) с целью:
Оправдания
Обвинения
Составить информационную модель распространения волны и формализовать ее (цель – описать волну; параметры описания: длина волны, частота, период; формализация: ==/).
Итоги урока. Выставление оценок.
Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите примеры.
Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Приведите примеры.
Какие бывают модели? Приведите примеры материальных и информационных моделей?
Д/з: § 5.1, 5.2, решить задачу на моделирование действий.
Задача: в трех кучах лежат 22, 14 и 12 кирпичей. Из любой кучи можно перекладывать в другую ровно столько кирпичей, сколько в ней уже имеется. Попытайтесь в три приема уравнять число кирпичей в каждой куче.
Станьте первым!