Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Литература 11 июня 2016 г., 7:42

Класс: 9

Тема: Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Форма: урок-исследование с использованием видеозаписи

Цели: 1. Продолжение работы по анализу литературного образа путём включения учащихся в исследовательскую деятельность. 2. Формирование умений:

  • логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения;
  • выбирать в развитии действия произведения главное;
  • аргументировать собственные высказывания.
  1. помочь учащимся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую повествование.
  2. Показать учащимся нелепость общественного строя дореформенной России, в котором хозяевами жизни являются Коробочки.
  3. Пробудить в учащихся протест против общечеловеческих пороков: глупости, жадности, копеечной выгоды, «прозы будничного земного существования»

Методические приёмы: композиционный анализ глав (II, III), просмотр эпизода видеозаписи, аналитическая беседа, исследовательский метод (работа со словарями)

Эпиграф: «Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что... следует взять те характеры, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебный фильм, словарь В.И.Даля.

Ход урока

  1. Организация начала урока
  2. Сообщение темы и целей урока

- Тема нашего урока «Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Мы продолжаем работу по анализу литературного образа, постараемся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую всё произведение.

Задачей нашей сегодня является анализ очередной главы произведения, в которой мы познакомимся с образом Коробочки. Это продолжение галереи портретов помещиков, которых Гоголь назвал «мёртвыми душами». Но, кроме сатирической направленности главы на критику когда-то сильного, прогрессивного класса дворянства (Онегин, Чацкий, Печорин), мы постараемся увидеть и те общечеловеческие качества в образ этих людей, которые и по сей день заставляют нас раздумывать о смысле своей жизни, о своих духовных качествах.

III. Повторение пройденного (гл. II Манилов)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с первым помещиком, у которого побывал Чичиков - с Маниловым. Мы договорились, что характеризовать помещиков будем по определённому плану: а) описание имения

б) характеристика помещика как хозяина

в) портрет помещика (внешность, манера говорить)

г) барский дом (интерьер)

д) положение крестьян

е) отношение к предложению Чичикова.

  • Не забывайте, что Гоголь, рисуя жизнь современной ему России, идёт путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. Это так называемая художественная деталь.
  • Дайте определение художественной детали. (Всякая подробность внешности, характера, манеры поведения, быта и т.д., которая имеет значение для раскрытия художественного образа или какой-то темы, делается важной для замысла автора)
  • Художественные детали, подробности быта становится для Гоголя средством социального анализа.

Опрос учащихся-а) стр 35 б) стр 38 в) стр 38 г) стр 39 д) стр 45-47. Мы говорим сегодня о сатирическом произведении, поэтому нам понадобятся знания таких литературоведческих понятий, как ирония, юмор, сарказм, близких к понятию сатиры.

- Давайте вспомним, что такое ирония (это замаскированная усмешка, выраженная в повествовании)

Учитель: Ирония - одна из существенных примет поэтики Гоголя. Вспомним эпизод в той же «маниловской» главе (стр 45).

(Уединившись с хозяином в кабинет, Чичиков спрашивает его: давно ли подавались ревизские сказки и много ли с тех пор умерло крестьян? Манилов не в состоянии ответить и вызывает на помощь приказчика. Тот сообщает, что многие поумирали с тех пор. Манилов равнодушно соглашается и беззаботно продолжает: «Я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло»)

- Какой же можем сделать вывод?

Спокойно благодушная интонация Манилова ещё более подчёркивает трагический подтекст всего разговора. Умерших крепостных так много, что Манилову и не упомнить их всех. Вот в каком истинном свете предстаёт этот голубоглазый, добрый помещик! Мягкость, слащавость и любезность Манилова совмещается с откровенной жестокостью к людям.

  • Я хочу обратить ваше внимание ещё на один момент в этой главе, (стр 48) Зачитайте со слов: «Здесь Манилов, сделавши...»
  • Ирония Гоголя как бы нечаянно вторглась здесь в запретную область.
  • Что могло означать сравнение Манилова с «слишком умным министром»? (только одно: что иной министр - олицетворение государственной высшей власти! -не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» - типичное свойство всего нашего мира).

IV. Анализ литературного образа. Коробочка.

- В главе, повествующей о Коробочке, мы увидим иной тип характера, который, на первый взгляд, отличается от характера Манилова; ведь, следуя нашему плану, мы не сможем найти сразу в тексте черты характера, художественные детали, которые бы подтверждали явную сатирическую направленность.

Но в этом есть особенность талантливого произведения: с помощью художественного исследования мы учимся быть умными читателями. Итак, нам ничего не известно-«о её «прошлом», о семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря. Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже? (обращение к эпиграфу). Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Н.П.К. Усадьба, дом, застолье многое расскажет о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах. Откройте главу III на стр 51.

- Какой приём был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки? (В гостеприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено, вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался).

- Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно-бытовые детали текста.

1) У каждого из вас было своё задание исследовать текст и сделать вывод о:

  1. комнате Коробочки (ВД)
  2. двух её портретах (КН)
  3. хозяйстве Коробочки (вид из окна) (РИ)
  4. деревне Коробочки (МД)

1. Комната Коробочки: комната была обвешана старенькими полосатыми
обоями...»

Вывод ученика: Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные.

2. Итак, два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце...» (портрет сливается с характером) «Она была одета лучше, нежели вчера, - ...навязано».

Вывод ученика: Нежданный гость застал НП врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о её возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.

3. Хозяйство коробочки (вид из окна): «...узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам... чепец самой хозяйки».

Вывод ученика: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле - самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в сё хлопотливом хозяйстве.

4. Деревня коробочки (вид из окна). «За огородами следовали крестьянскиеизбы...Чичиков замет-ил где запасную почти новую телегу, а где и две».

Вывод ученика: описание деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая бережливая хозяйка.

2) Попробуем проанализировать угощение, которое подтверждает и патриархальное гостеприимство, и щедрость, и домовитость.

Не случайно один из учеников московской школы на вопрос учителя: «У кого бы вам хотелось погостить?» дал ответ: «У Коробочки!»

- Почему?

Зачитываю сама: «Чичиков огляделся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками... и невесть чего не было».

- Сколько раз пробегала глазами эти строки и казалось всё понятным в том вкусном ряду! Но не тут то было!

скородумки, лепёшки с припеком, пряглы, снеточки, шаньги

Если обратиться к «толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной коробочки.

3 ) Практическая работа со словарём

а) Словарь В.И.Даля

б) В.В. Похлёбкин. «Кулинарный словарь»

в) Н.И.Костомаров, И.Е.Забелин «О жизни, быте и нравах русского народа».

  • Оказывается, скородумка - вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная или глазунья.
  • Шаньга - (т.4 стр 621) ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной.
  • Знаток русской кухни В.В. Похлёбкин в своём «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги - это круглые пирожки, имеющие вид ватрушки, но не наполненные, а лишь смазанные в середине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречичной смесью. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил. Похлёбкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с солёной рыбкой, со щами, с чаем - они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям».

Учитель: - Л перед Чичиковым на столе ещё какие-то загадочные пряглы. Есть это слово у Даля? (нет). Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить»

Ученик: - Пряжить - жарить в масле; «прягла» - оладья, толстый блинок, лепёшка в масле, пышка. Спряжить, спрягти - изжарить. Один пирожок недопряжен, другой перепряжен, попряжила б ещё!»

Учитель: - А внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «...перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле».

Ученик: - Припёк (т. 3 стр 432) - посыпка на лепёшки, блины (пр: мак, лук, яйца) Похлёбкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке. Ученик: - Сняток (снеток) (т. 4 стр 245) - рыбка вандаш, ловимая в Белозёре, в продаже сушёная, (загадочный вандаш - это корюшка, а точнее озёрная форма корюшки - снеток). Похлёбкин поясняет: «Сушёную рыбу - сущик - отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги)

- Ну а блины в представлении не нуждаются. Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь.

Вывод учителя. Мы не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство коробочки, замечая её бережливость. Но не эти черты определяют суть человека. Сатирическую направленность мы увидим в сцене торга.

V. Просмотр сцены торга в видеозаписи и выявление комической ситуации

  • Не желая упустить своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. Просмотрите сцену торга и ответьте на вопрос:
  • Почему после беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке»? В чём дело? (Коробочка уморила Чичикова своей «дубиноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», - говорит она Чичикову).

- Каков тон разговора Чичикова с коробочкой и почему? (Чичиков вовсе не церемонится с Коробочкой, так как она небогата)

- Как вы думаете, актёры достоверно сыграли свои роли или, на ваш взгляд, чего-то не доставало?

VI. Подведение итогов урока

- Давайте теперь подведём итоги урока, придём к выводу, что же возмущает Гоголя в этом типе характера, над чем он смеётся? Гоголь, прощаясь с коробочкой, восклицает: «...Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не не хозяйственная - мимо них!» Как вы понимаете эти слова?

(Коробочка суетится, хлопочет по хозяйству, копит денежки, живёт в глуши, в её жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.

Вывод к уроку

  1. Сатирическое изображение помещиков (К) доказывает историческую несостоятельность дворянства, резко отрицательное отношение Гоголя к этому классу. Дворянство 40-х годов XIX века в явном кризисе: духовном, экономическом, политическом. Гоголь поставил диагноз обществу перед отменой крепостного права: так больше жить нельзя. Как жить - это не задача художника, это задача политиков, (правительство отменит крепостное право в 1861 году), а задача художника - указать обществу на его несовершенство.
  2. Во-вторых, я думаю, каждый из вас, посмеявшись над пустым, болтливым, бесхозяйственным Маниловым, над скупидонством и «дубиноголовостью» Коробочки, и подумал о том, сколько людей и сейчас, в XXI веке, в нашем окружении, похожи на этих героев; думаю также, что каждый из вас втайне невольно сравнил себя с этими людьми, осторожно подумав: нет ли у меня таких качеств, над которыми смеётся всё человечество?

Если я правильно думаю, то наша беседа удалась, и мы выполнили нашу задачу: через художественный текст мы пришли к раздумьям о себе, о близких, о судьлбе России. Хотелось бы узнать ваше мнение, поэтому в задании на дом первым вопросом (записываем в рабочую тетрадь) будет:

  1. Чему вы научились как читатель, анализируя главу о коробочке? (на двойных листках сдать)
  2. продолжить анализ типов характеров помещиков (глава 4), попутно отмечая и поведение Чичикова.
  3. Индивидуальное задание: Прочитать повесть Гоголя «Старосветские помещики» и сравнить Коробочку и героев повести (общие черты и различие)

Теги: admin 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!