Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Методическая разработка
урока литературы в 9 классе
на тему « Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»
с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Цели:
- Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.
- Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
- Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
I. Самоопределение к деятельности. Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний.
Вопросы для обсуждения:
Давайте вспомним, что лежит в основе деления драматических произведений на жанры.
Чем различаются комедия, трагедия, драма?
Характер проблемы. Что такое проблема?
III. Постановка учебной задачи. Стадия вызова.
Стихотворение Ф. А. Конн «Беда от сердца»
Судьба – проказница-шалунья
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума.
Но вы хоть слабость пощадите,
И если вышла кутерьма,
Беду – от сердца извините,
Простите горе – от ума.
Постановка проблемы: какие проблемы мы можем выделить в комедии «Горе от ума»? Какая из них наиболее важна с точки зрения авторского замысла?
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока. Стадия осмысления.
- В чем проблема? Почему, на ваш взгляд, она возникает в комедии?
- в комедии герои неоднозначно относятся к этому понятию;
- для каждого под понятием «ум» мыслится что-то своё( Чацкий и «фамусовское общество»).
- А Пушкин отказал Чацкому в уме, получается , что Чацкий вне проблемы?
- Грибоедов в письме к Катенину так излагал план своей комедии «…мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! ) и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека и этот человек , разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше почих….»
- если вернуться к названию комедии, то можно увидеть, что кому-то от его ума горе и проблема в том, чтобы разобраться: кому горе? Можно предположить, что, если кому-то от ума горе, то счастливы дураки, и тогда эта проблема выходит на конфликт между умными и дураками.
- Проблема, очевидно, в том, что сталкиваются различные типы ума.
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Учитель предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:
1 группа работает со словарями и даёт заключение: что такое ум?
2 группа анализирует все высказывания Чацкого, что такое ум и умный человек.
3 группа анализирует все высказывания «фамусовского общества» на тему ума. Каким должен быть умный человек, с их точки зрения?
4 группа сопоставляет высказывания разных критиков на тему: умён или глуп Чацкий? Обоснуйте, чья точка зрения вам кажется наиболее интересной и почему.
Работа учащихся:
1 группа
Составление кластера на тему «Ум», определение, какие ключевые понятия и аспекты входят в понятие ума.
2 группа
Представление высказываний Чацкого об уме.
3 группа
Представления «фамусовскго общества» об уме.
4 группа
Кто и как из известных людей говорил о Чацком? Чья точка зрения ближе вам и почему?
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности
Учитель предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования в группах. (Ответы учащихся с корректировкой учителя)
Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?
В начале комедии Чацкий – пылкий энтузиаст, уверенный, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для обновления общества. Он решил, что “век нынешний” пересилил “век минувший”. “Нынче смех страшит и держит всех в узде”, недаром нынешних “охотников поподличать” “жалуют скупо государи”.
Чацкий высказывает дельные мысли о необходимости переустройства общества. Он клеймит московский быт и нравы, которые должны уйти в прошлое вслед за екатерининской эпохой, крепостное право, которое есть не что иное, как средневековая дикость, засилье всего иностранного в России, которое, несомненно, губит национальную духовность и культуру. Все это, безусловно, справедливо. Его речи умны и убедительны.
Но, с другой стороны, у Чацкого «не хватает ума» понять, что он мечет бисер перед свиньями.
Чацкий, громко клеймящий покрой фрака в то время, как все заняты танцами или картами, явно смахивает на умалишенного. И Грибоедов это подчеркивает финальной ремаркой третьего действия.
Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии.
На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого – особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого – риторический, резкий, прямой.
Вторая причина в том, что ум Чацкого “с сердцем не в ладу”, - любовь.
Несдержанность на язык, желчность и одновременно пылкость, чувствительность, презрение ко всему московскому высшему обществу и одновременно любовь к девушке из этого общества — это ли не раскол, это ли не глубокая личная трагедия?
Герой Грибоедова не наивен, прекрасно понимает пружины московского общества, но в одном человеке всё же ошибается. Человек этот - Софья. Потому и ошибается, что любит. Он иногда ведет себя заносчиво, иногда и вовсе не разумно, особенно, когда это касается Софьи, но мы считаем, что это свойственно всем влюблённым .
Да, Чацкий проявляет слабость, но слабость Чацкого – это черта, ставящая его в особый ряд литературных героев — безумцев, чудаков: Гамлет, Дон Кихот…Высокое безумье.
Самая сущность образа Чацкого в этом: он — человек, вопреки всему, верящий, что можно разбудить в каждом — Человека, достучаться до сердца. Такие герои всегда существовали в жизни и в литературе. И будут существовать, пока стоит мир.
Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших традиций. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие.
Финал комедии представляет нам другого Чацкого, возмужавшего, повзрослевшего, поумневшего. Он понимает, что в этом обществе ему нет места, оно выталкивает его.
Поэтому мы не решаемся поддержать мнение критика, хотя с чем-то можно согласиться.
«….в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,-писал А.С.Грибоедов. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Комедия, как сказал Гончаров, — «галерея живых типов», и у каждого из персонажей свой ум.
Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...
...А? как по-вашему? по-нашему — смышлен.
И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах.
Откровенно глуп и примитивен Скалозуб — фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы».
Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:
«...как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы».
«И славно судите»,— всецело одобряет его Фамусов.
Философия предполагает глубокие размышление, иногда мучительные.
Не случайно заговорил и Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества.
Ведь и Фамусов понимает философию так же:
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй — ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Молчалин готов «угождать всем людям, без изъятья», даже «собаке дворника», и это его философия, чтоб «награжденья брать и весело пожить»
Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен такой вот тип ума.
Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий ум, ум- гений — «чума». Ум «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда « с ключом и сыну ключ умел доставить», всегда мог «порадеть родному человечку».
Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов — не выше...
Вывод:
Ум фамусовского общества носит другой характер: это ум практический, направленный на достижение личной выгоды.
Чацкий не может принять эту «философию» общества, окружающего его, потому что она безнравственна и явно никак не согласуется с его жизненными принципами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он стремиться служить «делу, а не лицам»
Какие выводы можно сделать по проблеме урока?
Чацкий и фамусовское общество — несовместимы, они живут как бы в разных измерениях, поэтому в комедии герои не могут однозначно относиться к такому понятию, как ум.
Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий, же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков:
...Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Он видит не реальных людей со своими слабостями и — пусть невеликими — достоинствами. Перед ним — кунсткамера, сборище монстров. Внучка Хрюмина кратко и очень метко заметила: «Какие-то уроды с того света // И не с кем говорить, и не с кем танцовать»
Прошло полторы сотни лет, а о пьесе до сих пор отчаянно спорят.
Комедия “Горе от ума” - вечная загадка, такая же загадка, как и её автор, сумевший одной пьесой поставить себя в один ряд с теми, кого мы называем классиками великой русской литературы.
Быть может, Грибоедов показал нам только вершину айсберга своего замысла? Ведь дальше, глубже начинаются уже трагедии Достоевского, ведь у Раскольникова, у Карамазовых тоже «ум с сердцем не в ладу».
Быть может, Грибоедов не пошел дальше лишь потому, что увидел там такие бездны, в которые ему самому стало страшно заглянуть...» В этом, наверное, и заключается главная тайна произведения, разгадать которую полностью просто невозможно, хотя приблизиться к ней мы всё же попытались.
VI. Работа с самопроверкой по эталону
Учитель предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя тест. Правильные ответы высвечиваются потом на экране проектора.
VII. Включение новых знаний в систему знаний
Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: "Ум подготавливает счастье" (Гельвеций). Работы зачитываются по желанию, остальные сдаются на проверку учителю.
VIII. Стадия рефлексии.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняют рефлексивную карту. Вопросы для рефлексии:
Сегодня на уроке я…
Что получилось и что не получилось?
Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Какие новые вопросы возникли в конце урока?
IX. Домашнее задание.
Задание 1 уровня:
Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Задание 2 уровня:
Сочинение "Моё послание Чацкому".
X. Подведение итогов. Выставление оценок.
Станьте первым!