Разработка занятия по вокалу. Тема: «Средства музыкальной выразительности»

Музыка 24 сентября 2016 г., 22:05

Разработка занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе

внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК»

Тема: «Средства музыкальной выразительности»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Погрузить учащихся в мир музыки, дать представление о воздействии музыки на человека средствами музыкальной выразительности.

ЗАДАЧИ:

Предметные: Продолжить знакомство с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legato, освоению штрихов staccato,non legato. Работать над звуковедением, дыханием, вокально- хоровыми навыками: добиваться стройности звучания, единства и ансамблевого пения. Совершенствовать музыкальное восприятие.

Метапредметные: Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Личностные: Воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоционально-целостное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, СД- проигрыватель, фонограммы песен, фортепиано, таблички с названиями средств музыкальной выразительности.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Повторение ранее изученных средств музыкальной выразительности.

- У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства, например, в живописи- рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой хореографии является танец, драматического- игра актеров и т.д.

Музыка обладает своим особенным языком- языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Какой главный элемент музыкальной речи? (Показываю таблички с названиями средств музыкальной выразительности, ребята вспоминают их значение.)

МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения.Она может быть плавной, скачкообразной, отрывистой, это зависит?..(от РИТМА)

-РИТМ- это чередование коротких и длинных звуков ,он влияет на характер музыки, придает произведению плавность, мягкость, создает ощущение тревоги, взволнованности.

-ЛАД- ладить-значит находиться в согласии. Ладить и не ладить могут между собой не только люди, но и звуки. Итак, в музыке существуют два лада, какие? (мажор, минор).

-Следующий элемент музыкальной речи РЕГИСТР, т.е. местоположение звуков. Какие бывают регистры? (высокий, средний, низкий).

-Еще одно выразительное средство - ТЕМП. Что это? (скорость исполнения). Каким бывает темп? (быстрый, медленный, умеренный).

-Не меньшее значение имеет ТЕМБР.(тембр- это окраска звука)

Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр, также свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.(игра «Узнай, чей голос?»)

И еще одно средство - ДИНАМИКА. Что это такое?

ДИНАМИКА - это сила звучания. Основных динамических оттенка два: форте- громко и пиано- тихо.

З.Итак, мы вспомнили некоторые из главнейших средств музыкальной выразительности, а сейчас поговорим еще об одном очень важном средстве, необходимом при исполнении вокальных произведений. Это ЗВУКОВЕДЕНИЕ. Создавая произведения для пения, композиторы используют в качестве музыкального инструмента хоровой коллектив, обладающий очень яркими и самобытными красками.

В звуковедении существуют основные штрихи- legato и non legato, то есть связное и отрывистое пение. Любой штрих можно легко представить зрительно.(ребята ассоциативно сопоставляют картинки с разными штрихами: орел, конь, поле цветов, капли).

4. СЛУШАНИЕ:

  • А теперь слушаем произведение П. Чайковского « Танец пастушков» из балета « Щелкунчик». Какими музыкальными средствами пользовался композитор?
  1. Беседа об исполнении данного произведения.
  2. На каждом занятии вокалом есть процесс распевания. В распевании мы продолжаем приобретать разные навыки исполнения штрихов звуковедения.
  3. ВОКАЛЬНО- ХОРОВАЯ РАБОТА:

Распевание.

  • ма, мэ, ми,мо, му- на одном звуке в унисон -«Родина,Родина моя»- legato, на одном дыхании -дон- дон-дон - staccato с выдохом

-бра, брэ, бри, бро, бру - четкое проговаривание слогов; с акцентом.

  • распевка « Лягушка»- разными штрихами, динамическими оттенками каждый куплет.

Проговаривание текста песни «Это знает всякий» в быстром темпе. Исполнение каждого куплета по рядам.

ИТОГ:

Сегодня мы закрепили все средства музыкальной выразительности, познакомились с разными штрихами звуковедения. Без этих средств песенное искусство не смогло бы донести красоту произведения слушателям. Мы с вами хотим научиться пению , которое бы радовало слушателей, чтобы наше творчество приносило удовольствие не только слушателям, но и нам; именно поэтому необходимо овладеть вокальной техникой звуковедения.Это очень сложный процесс и для этого потребуется ни одно занятие.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Распевка «Лягушка»(пение )
  2. П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»(слушание)

3. Упражнения для распевания.(пение)

4. Е.Крылатое, Ю. Энтин «Это знает всякий» из к\ф « Приключения Электроника»

Теги: Timakova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!