Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии и внеурочных занятиях
Сегодня наше общество живет в обстановке научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Естественно, очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от них умений и навыков ручного труда..
Психологами и педагогами доказано, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.
Предмет «Технология» — это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Где на каждом уроке или занятии приходится искать в каждом ребенке творческую изюминку и находить тот творческий потенциал, который нужно раскрыть и попытаться развивать дальше.
Я стараюсь реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.
В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета «технология»: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.
Кто-то можете не согласиться, но я считаю, что у любого человека есть творческий потенциал. Проявившийся в той или иной сфере деятельности творческий потенциал представляет собой творческие способности личности в конкретном виде деятельности.
Есть мнение, что «творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться». Но практика показывает, что не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить творческие способности надолго. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно — выразительнее.
Для раскрытия творческого потенциала я стараюсь развивать такие качества у обучающихся как:
—умение поставить творческую цель и направить свою деятельность на ее достижение;
-умение планировать и контролировать свою деятельность ;
-умение находить и решать творческую проблему.
Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет «Технология» по направлению « Технология ведения дома» является проектная деятельность. В течение учебного года девушки выполняют 3 мини-проекта в рамках содержания разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла» и к концу учебного года- 4-тый, итоговый творческий проект.
Лучшие итоговые проекты рекомендуются в дальнейшем для участия в различных конкурсах, олимпиадах.
В проектировании наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике.
Проектный метод тесно связан с проблемным методом обучения, который я часто использую. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Например: на внеурочном занятии по программе «АЖУР» в 6 классе просмотрев видеоролик по вязанию крючком должны определить способы соединения элементов в изделиях, и определить какой тип вязания использовался, какие инструменты необходимы, что можно изготовить в этой технике еще. Затем только приступают к выполнению практической работы.
Так как у детей способности и уровень обучения разные, ( а иногда нет материальных возможностей приобрести элементарно самую дешевую ткань) на уроках и внеурочных занятиях применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащимся разные по степени сложности модели фартука:
низкий уровень обучения – фартук на поясе с простейшими элементами отделки;
средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и простейшими элементами отделки;
высокий уровень – цельнокроеный фартук с изменением деталей (например, фигурный карман с оборками и т. д .
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Но не обязательно, что ребенок с высоким интеллектуальным развитием показывает хорошие творческие способности. Поэтому, если обучающаяся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.
На развитие творческих способностей влияет так же доброжелательная атмосфера на уроках. Следовательно, если дети чувствует дружескую обстановку на уроке, то их эмоции будут направлены только на совершаемую ими деятельность. А значит, работы будут аккуратными и более творческими.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.
Мы все разные, но у каждого из нас есть свой творческий потенциал. И когда потенциал ребенка накладывается на потенциал руководителя (или наоборот) — мы получаем положительный результат.
Успехов всем в работе с детьми и поиске новых талантов!
Станьте первым!