Развитие у детей с ОНР творческих способностей и связной речи посредством приемов нетрадиционных техник рисования

Дошкольное образование 20 октября 2016 г., 5:07

Цели и задачи материала

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. А применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

Цель: необходимость обучения нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности для развития творческих способностей и связной речи.

Задачи:

1. развитие творческого потенциала подрастающего поколения;

2.В процессе рисования с нетрадиционными техниками и материалами тренировать движения рук, совершенствовать состояние речи детей, активизировать и расширить словарный запас

3.Создать условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики у детей с ОНР

4.развитие воображения, творчества, связной речи, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности.

8. Краткое описание материала

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой активности личности.

Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала, развитию творческого воображения в наибольшей степени способствует изобразительное искусство.

В системе воспитания и обучения важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.

Применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

•единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование ладошками и из ладошек;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование пластилином;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.

Методы и приемы работы по овладению нетрадиционными художественными техниками:

Объяснительно-иллюстративный (педагог, используя различные средства, сообщает детям готовую информацию – объяснение данной техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом)

Репродуктивный (ребенок учится действовать по образцу, приобретая умения и навыки использования знаний)

Частично-поисковый и исследовательский (ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания).

9. Список использованной литературы

Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. – М. : «Наука», 1997.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр "Академия".2002. – 32 с.

Гаврина, С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] / С. Гаврина. – Ярославль, 1997.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М., 2000.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.

Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] : Пособие для педагогических дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С. Комарова. – М., 1998.

Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова – М., 1987.

Морозова, Е.В. Рисование на логопедических занятиях [Текст] / Е.В. Морозова // Логопед. – 2004. – № 5. – С. 91–94.

Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. – М. : Просвещение, 1972.


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОНР

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой активности личности.

Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала, развитию творческого воображения в наибольшей степени способствует изобразительное искусство.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников с нарушением речи средствами изобразительного искусства и позволило нам обратиться к изобразительной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития речи и творческих способностей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы..

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

В системе воспитания и обучения важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.

Применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Кроме этого, нетрадиционные техники также как и другие виды продуктивной деятельности, благоприятны для развития речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук..

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты и нетрадиционные техники рисования. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития.

Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки.

На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Дети с речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы).

Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография»,

мокрую бумагу, нитки, поролон. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.

Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• обучение;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей детей с ОНР мы применяем занимательные занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Систематически занимаясь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования я пришла к следующим выводам:

1. В проведенной работе были выявлены следующие особенности развития творчества у детей с ОНР в изобразительной деятельности: передача эмоциональности при помощи различных оттенков; задействование наибольшего пространственного положения; тщательное обдумывание композиционного замысла и подбор изобразительных средств выразительности; отображение индивидуального ритма в основном замысле; нахождение оптимальных сочетаний изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения в создании ярких и необычных образов.

2. Развитие творчества у детей с ОНР связано с овладением ими практическими умениями в изобразительной деятельности, в том числе умением самостоятельно находить, использовать и отображать нетрадиционным способом изображения окружающей действительности в повседневной жизни.

3. Нами было уточнено содержание понятия «творчество» применительно к детям с ОНР на занятиях по рисованию. Под изобразительным творчеством детей с ОНР мы понимаем деятельность по созданию субъективного нового продукта посредством оптимального сочетания изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения.

4. Выявили своеобразное сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия, позволяющих развить творчество детей в процессе изобразительной деятельности, что, в свою очередь, приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

5. Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующая развитию творчества и динамическому изменению речи. Коррекционно-развивающие методы интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению.

6. Ориентация на психологические и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР выступает необходимым основанием не только для развития творчества, дающее ребенку адекватные способы творческого самовыражения и саморазвития, но и развитию речи на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

7. В диагностической части установлены значимые изменения по факторам, принятым в качестве показателей развития творчества. Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования нетрадиционных техник рисования привело не только к всестороннему развитию дошкольников, но и дало средства их использования для самовыражения и самораскрытия.

8. Установлено наличие позитивной тенденции к появлению у детей с общим недоразвитием речи, внутренней потребности к творческому самовыражению через различные виды продуктивной деятельности.

Проведенная на практике работа показала эффективность использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным, так как это способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества.


Список использованной литературы :

Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. – М. : «Наука», 1997.

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр "Академия".2002. – 32 с.

Гаврина, С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] / С. Гаврина. – Ярославль, 1997.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М., 2000.

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.

Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] : Пособие для педагогических дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С. Комарова. – М., 1998.

Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова – М., 1987.

Морозова, Е.В. Рисование на логопедических занятиях [Текст] / Е.В. Морозова // Логопед. – 2004. – № 5. – С. 91–94.

Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. – М. : Просвещение, 1972.

Теги: Guryanova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!