Роль игры в развитии ребёнка
Игра – это не особый мир, в котором живёт ребёнок и который китайской стеной отделён от мира взрослых. Наоборот, игра есть способ проникновения в действительную жизнь, посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающей его жизни взрослых.
(К.Д.Ушинский)
Актуальность. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра, именно в игре ребенок познает мир, устанавливается как личность и развивается.
В последнее время во всем мире, и в нашей стране разворачиваются общественные движения в защиту детской игры. Какими игрушками на сегодняшний день играют наши дети? Приносят они пользу или вред!!! Времена резко изменились, на данный момент наблюдается противоречивое отношение не только к детской игре, но и к детству в целом. Родитель должен уметь выбирать игрушку для своего ребёнок. Должен учить ребёнка использовать игрушки заменители (кубик – утюг, кирпичик-телефон, карандаш – ракета и т.д.), для того, чтобы ребенок начал оперировать в мысленном, условном пространстве («понарошку», «как будто»). При этом он развивает его фантазию, воображение и творчество.
Но мне хотелось бы поговорить о роли родителей в развитии ребёнка. Большее время ребенок проводит в детском саду, воспитатель уделяет огромное внимание игровой деятельности детей. И я хотела бы поговорить с вами о том, как играют с ними взрослые: родители, воспитатели.
Мне очень отрадно, когда дети не хотят уходить из детского сада домой. На сегодняшний в день в процессе зарабатывания денег роль в развитии ребёнка лежит в основном на мамах. А ведь роль отца в развитии ребёнка она огромна. В детском саду работают воспитатели- женщины, в школах- учителя-женщины. И ребёнок мужского общения не получает. Многие заблуждаются, что роль отца в воспитании нужна только мальчикам, а ведь для создания модели семьи и умении общаться в жизни с людьми разного пола нужна и девочкам.
Покупка хорошей красивой одежды и сладостей никогда не заменят родительского внимания.
Большинство педагогов и родителей называют игрой «любые занятия детей», приносящие им 1) радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом по группе, стреляют друг в друга, кидаются игрушками, кривляются, хохочут – значит, играют. Ничего плохого в подобных занятиях нет, но они не являются игрой в полном смысле слова. Даже если ребенок играет с куклой и при этом таскает ее за волосы или отвинчивает ноги – это тоже еще не игра. Тоже самое происходит и дома. А ведь нужно приблизиться к ребенку и поиграть с ним, незаметно для него влиться в игру и помочь обыграть ситуацию, выстраивая её правильно.
Давайте мы с вами порассуждаем, о том как и где вы родители можете поиграть с ребёнком учитывая что основную массу времени ребёнок проводит в детском саду.
Утро, как правило, начинается с шума у некоторых детей даже с криком. А почему бы не превратить всё в игру? Ведь даже утром с ребёнком можно поиграть. В такие игры как «пройди испытания, кто быстрее, первый доберись до космического корабля, где приготовлен космический завтрак, делай как я» и т.д. А вечером, выйдя из детского сада во что можно поиграть?
Конечно же можно поиграть с ребенком в такие игры как « допрыгай как воробушек, давай поговорим как кошечки».
И вот мы дома. Что делает мама в первую очередь, придя с работы домой? Конечно же занимаются приготовлением ужина, уборкой.
А чем же занимается в это время её малыш? Да, он предоставлен сам себе, в лучшем случае он играет, рисует, смотрит телевизор.
Но ведь мама занимаясь своими делами может также поиграть с ребёнком. ???Чем в это время можно поиграть с ребенком? «поваренок, доскажи словечко, что лишнее, нарисуй пирог, который мы будем печь, прикрути ручку к сковородке, обыграть сказку по ролям».
Тут домой приходит папа. Папа берет роль развития ребёнка на себя.
В какие игры может поиграть папа со своим ребенком? Можно заняться ремонтом машинок, провести мелкий ремонт сломанной бытовой техники, построить железную дорогу, организовать заправку, гараж, построить замок.
А если у вас растёт дочка? Можно поиграть в принца и принцессу, сюжетно ролевые игры «Парикмахерская»(папа пришел сделать прическу), «Больница»(папа заболел), «В школу» (папа ученик).
Родители ошибочно думают, что если ребёнок был сегодня в детском саду и выходил на прогулку, то совместная прогулка с родителями ему не нужна. А ведь игры на свежем воздухе, да ещё и совместно с родителями не просто полезны для физического развития ребёнка, но и благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребёнка.
В играх, как и в зеркале отражается современная и местная жизнь, ибо в них дети реально и непосредственно передают всё то, что их окружает, что они наблюдают и что в них оставляет сильное впечатление. (П.Ф.Лесгафт).
Уважаемые взрослые! Я как воспитатель призываю вас, не просто любить детей, а быть ближе к ним, играть с ними, уметь поставить себя на их место. Ведь взрослые зачастую думая о том, как улучшить материальное положение и обеспечить детям светлое будущее, порой забывают о том, что детство их детей уходит из-под ног, в силу того, что взрослые забывают, а некоторые и не знают, как играть и во что играть со своими детьми.
Станьте первым!