Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне

Литература 22 ноября 2016 г., 9:20

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне»».

Цели: 1) познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»;

2) развивать критическое мышление учащихся в процессе применения приёма чтения с остановками, составления кластера по литературоведческому тексту; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение;

3) прививать интерес к самостоятельному творчеству.

Оборудование: Портрет М. Осоргина, раздаточный материал на листочках: текст А.Б. Есина, раздаточный материал с афоризмами, листы А3, фломастеры.

Ход урока

  1. Слово учителя. Стадия вызова

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю Михаилу Андреевичу Осоргину.( Портрет) «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», — с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая в дали от родины от невозможности печататься в России. Это имя вам пока мало известно. Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.

— Внимательно послушайте сообщение о писателе. Ответьте на вопрос: сбылась ли мечта писателя?

  1. Сообщение о жизни и творчестве писателя, подготовленное учеником.

(Ответ на вопрос: сбылась ли мечта писателя?)

  1. Работа над анализом рассказа «Пенсне». Чтение с остановками

— Сейчас мы познакомимся с интереснейшим рассказом писателя, который называется «Пенсне».

— Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

— Как вы думаете, о чём может говориться в этом рассказе? (Предположения учащихся).

У учащихся книги закрыты. Учитель начинает читать первую часть.

Вопросы:

— Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

— Согласны ли вы с утверждением автора?

— Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»?

Чтение второй части.

Вопросы:

— В чём пытается убедить читателя автор?

— Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

— Какова история карандаша?

— Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Какой совет даёт автор своим читателям?

— А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека?

Чтение третьей части.

Вопросы:

— Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла?

— Как вы думаете, куда исчезло пенсне?

Чтение четвёртой части.

Вопросы:

— Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор-повествователь?

— Как автор убеждает читателя в реальности происходящего?

— Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира)

— Как рассказчик мог наказать гуляку?

Чтение пятой части.

Вопросы:

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Вопросы по всему рассказу:

— Какова основная мысль рассказа? Откройте книги, найдите подтверждение в рассказе.

  1. Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.

— Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.

Задание в группах: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе. (На партах лежат листы А3).

Работают 5 групп по 3 человека.

1 гр. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона….

2 гр. Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.

3 гр. Вещная деталь — показатель психологического состояния персонажа, а также т способ характеристики человека и выражения авторского отношения к персонажу.

4 гр. Вторая половина XIX века: мир вещей — самостоятельный объект изображения. Вещь не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду. У неё есть возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер. Изучая вещное окружение человека, можно многое понять не только о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

5 гр. XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.

Учащиеся зачитывают свои записи и вывешивают на доску листы А3. Делается вывод об изменении роли вещной детали в литературе от Древней Руси до XX века.

  1. Работа в парах. На каждой парте раздаточный материал – лист с афоризмами.

Афоризмы:

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).

Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи… (Фридрих Энгельс).

Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).

Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).

— В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.

  1. На дом:

Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.

Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.

По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).

  1. Составление синквейна «Вещь», «Пенсне» (работа в группах)

Листы А3 с синквейнами вывешиваются на доске

  1. Рефлексия

— Продолжите предложения:

На этом уроке я …

После прочтения рассказа М. Осоргина «Пенсне» я …

— Обратимся ещё раз к началу рассказа. Как вы теперь ответите на вопрос писателя?

— Мне кажется, что сегодняшний урок помог многим из нас по-новому взглянуть на мир вещей, который нас окружает. Мы узнали, как вещная деталь развивалась в русской литературе… А кстати, обратите внимание, все ли вещи у вас на месте?

Литература

  1. Афоризмы. Золотая коллекция. — Мн: Харверст, М.: АСТ,2003
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2003
  3. Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010

Теги: Piderova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!