Стратегия планирования уроков физического воспитания

Физическая культура 3 ноября 2016 г., 6:05

Стратегия планирования уроков физического воспитания


Гришкина Зоя Николаевна

Учитель МБОУ «Кормовищенская СОШ»

пос. Кормовище. Лысьвенский район, Пермский край


Эффективность физического воспитания обучающихся зависит от того, насколько творчески подходит учитель к планированию учебного материала. Очень важно, на мой взгляд, чтобы при планировании учитывались психофизиологические особенности детей.

Физически культурный, воспитанный есть тот ученик, который не только имеет высокий уровень развития физических качеств (может подтянуться 20 и более раз, перенести на спине груз массой в один центнер и более), но и владеет широким ассортиментом двигательных умений и навыков. Эти определенные навыки мы, учителя физической культуры, формируем у обучающихся средствами, которые определены содержанием комплексной программы физического воспитания, её разделов – гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки и др. И вот от того, как спланирует учитель процесс физического воспитания на все 10 лет (а мы работаем с детьми с 1 по 11 класс), насколько правильно при этом учтет он возрастные психофизиологические особенности детей, и будет зависеть двигательная подготовленность ребят на выпуске из школы.

Суть моего подхода к планированию заключается в том, чтобы в начальных классах не только воспитать у детей устойчивый интерес к урокам физической культуры средствами подвижных игр, но и активно формировать у них двигательные умения и навыки. Потому уже с 1 класса включаю в уроки (и придаю тому большое значение) элементы спортивных игр. Главное на этих уроках – формирование правильной техники выполнения приемов игры: ведения мяча, ведения и ловли мяча под правую (в баскетболе) и левую (в гандболе) ногу, поворотов с мячом на месте вперед и назад, передачи – ловли мяча на месте и, очень важно, в движении. Учу умению выходить на мяч. Легкая атлетика программой в 1 – 3 классах не предусмотрена. Но разве помешает детям бег с прямой постановкой стопы и высоким выносам бедра при максимальной амплитуде движения руками? С возрастом количество учебных часов на подвижные игры уменьшается, на элементы спортивных игр до 4 класса сохраняется на одном уровне, на легкую атлетику увеличивается. Ведь известно, как растет двигательная активность, ловкость, быстрота до 11 лет. Отсюда и стратегия планирования.

Скажу несколько слов о стратегии обучения спортивным играм и элементам гимнастики. Часто учителя спешат с переходом на двустороннюю игру. Понимаю – так легче. Однако ранний переход к двусторонним играм, когда технический навык еще не закрепился, приводит к тому, что ученики навсегда остаются не способными технически и тактически правильно вести игру. Желание и физические возможности опережают здесь техническую подготовленность. В результате в таких играх наблюдается грубость, формируется отрицательная личность (здесь милосердия не жди). Поэтому на уроках спортивных игр до 8 класса включительно, акцентируя внимание на технической подготовке, я использую только элементы игр и игровые ситуации.

Считаю важным удерживать на должном уровне гимнастическую подготовленность. Поэтому до 8 класса уроки гимнастики планирую и на третью четверть.

В 9 классе техническая грамотность (на уровне общеобразовательной школы) достигает своего пика. Дальше идет совершенствование технико-тактической подготовленности и усиленное развитие физических качеств. Поэтому резко увеличиваю количество уроков легкой атлетики и провожу кроссовую подготовку путем комплексных занятий: кросс и упражнения общей физической подготовки, упражнения на гимнастических снарядах.

Таким образом: от элементов спортивных игр к технически грамотным играм, через большую гимнастическую подготовку, формируя культуру движений, к концентрированной работе над воспитанием физических качеств и к совершенствованию технико-тактической подготовленности в 9 – 11 классах – вот суть стратегии планирования.

Теги: Grishkina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!