Три правды в пьесе М. Горького «На дне». Подготовка к написанию сочинения
Конспект урока по литературе № 3-4
Предмет: литература
Класс: 11
Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Печеная Дарья Викторовна
Учебник, по которому работает учитель, «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев
Тема урока: Три правды в пьесе М. Горького «На дне». Подготовка к написанию сочинения.
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».
Обучающие:
- Сформировать представление о трех взглядах на правду в пьесе «На дне».
- Обозначить роль трех носителей правды в пьесе (Лука, Сатин, Бубнов);
- Повторить сведения о рассуждении как типе речи;
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением с помощью частичного анализа художественного произведения и составления плана сочинения.
Воспитательные:
- Активизировать интерес учащихся к чтению.
- Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
- Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.
Развивающие:
- Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
- Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
- Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.
Оборудование: раздаточный материал (карты с заданиями), тексты пьесы М.Горького «На дне».
Литература: учебник «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев; Тельнова И.С. Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне» [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/26/urok-literatury-v-11-klasse-po-pese-mgorkogo-na-dne
План урока:
Этап урока | Хронометраж |
1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания 3. Анализ героев произведения 5. Ролевая игра 6. Итог урока | 2 минуты 10 минут 15 минут 15 минут 3 минуты |
Методическое обоснование: Данный урок является заключительным уроком в системе уроков по творчеству Максима Горького. После него учащимся необходимо будет написать домашнее сочинение-рассуждение по пьесе «На дне», что позволит выявить, насколько учащиеся поняли и прочувствовали данное произведение. В течение урока учащиеся должны будут составить план будущего сочинения, который позволяет структурировать изученный материал. Беседа на уроке ПОМОЖЕТ обозначить роль трех носителей правды в пьесе «На дне». Ролевая игра в конце урока помогает разрядить обстановку, проверить, насколько учащиеся поняли позицию героев (Сатина, Луки, Бубнова).
Ход урока
Ход урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Примечание. |
Организационный этап | Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы закончим изучение пьесы М. Горького «На дне», подготовимся к написанию сочинения «Правда в пьесе М. Горького «На дне»». | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). | |
Проверка Д/З | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя. Дома вы должны были выучить монолог Сатина о Человеке. Давайте проверим, как вы справились с заданием. Сейчас я спрошу 4-х человек. Остальные подойдут на перемене и расскажут. За эту работу будет выставлена отметка. | Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Выразительное чтение наизусть Выступление учеников | |
Анализ героев произведения | Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя, На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»». Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку. «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов) «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука) «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер) «Мало знать, ты понимай…» (Наташа) «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин) «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев) «Любить живых надо, живых». (Лука) «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов) «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин) Метод, прием: беседа, эвристическая беседа Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению. Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением? У рассуждения есть своя особая структура, какая? Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться. В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения. Итак, запишем первый пункт плана. 1. «Три правды» и их столкновение в драме Оставим на время наш план и вспомним 1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте. 2) Это слово - излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему? 3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте. 4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины? 5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе? Обратимся к анализу образа Бубнова. Скажите, каково значение его фамилии? Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто 'бубнит'. Есть и второе значение - обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: 'Гол как бубен', 'Тяжбу завел стал как бубен гол'. Как Бубнов оказался в ночлежке? Как он относится к окружающим? Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста. Принимаете ли вы правду этого персонажа? Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов - человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться. Что же мы запишем в план сочинения под буквой А? А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них - этот покой... Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”. В чем правда Луки? Приведите примеры из текста. Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения. Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении? Б) Правда Луки: правда утешительной лжи В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине? Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду». В чем, на ваш взгляд, правда Сатина? Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке. Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой? В) Правда Сатина: правда веры в Человека Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” - произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен. Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста. Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу? Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится. Обратимся к плану, запишем второй пункт: 2. Авторская позиция в споре о правде Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд) На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома. И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана. 3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне» | Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Слушание (детальное, нереф лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи. Тезис, доказательство, вывод. Что в пьесе есть три взгляда на правду. 1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды” 2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке. 3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда! 4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов 5) Бубнов От бубнить или от бубен Ушла жена, спился Ему на них наплевать «На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…» «Все люди на земле лишние…» «Все сказки» От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов - человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться «Христос всех жалел и нам велел». «Во что веришь, то и есть…» «Человек – все может… Лишь бы захотел…» «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Любить – живых надо…живых…» «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека” Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах. «Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!.. Нет | На слайде три записи Сатин-Горький: |
Ролевая игра | Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из позиции одного из героев пьесы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли. Итак, ребята с первого ряда должны представить позицию Луки, показать, как Лука мог бы утешить нашу героиню. Ребята со второго ряда должны утешить девушку с позиции Бубнова, а третий ряд с позиции Сатина. Кто не понял? На раздумье я даю вам 5 минут.(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца) Молодцы, вы отлично справились с заданием и до конца поняли позицию каждого из носителей правды в пьесе. | Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).Говорение | |
Итог урока | Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Не забудьте, что дома вы должны написать сочинение «Правда в пьесе М. Горького «На дне»». | Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).Говорение |
Станьте первым!