Три правды в пьесе М. Горького «На дне». Подготовка к написанию сочинения

Литература 31 августа 2016 г., 7:22

Конспект урока по литературе № 3-4

Предмет: литература

Класс: 11

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Печеная Дарья Викторовна

Учебник, по которому работает учитель, «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев

Тема урока: Три правды в пьесе М. Горького «На дне». Подготовка к написанию сочинения.

Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Обучающие:

  • Сформировать представление о трех взглядах на правду в пьесе «На дне».
  • Обозначить роль трех носителей правды в пьесе (Лука, Сатин, Бубнов);
  • Повторить сведения о рассуждении как типе речи;
  • Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением с помощью частичного анализа художественного произведения и составления плана сочинения.

Воспитательные:

  • Активизировать интерес учащихся к чтению.
  • Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
  • Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  • Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
  • Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
  • Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.

Оборудование: раздаточный материал (карты с заданиями), тексты пьесы М.Горького «На дне».

Литература: учебник «Литература 11 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровьев; Тельнова И.С. Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне» [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/26/urok-literatury-v-11-klasse-po-pese-mgorkogo-na-dne

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Анализ героев произведения

5. Ролевая игра

6. Итог урока

2 минуты

10 минут

15 минут

15 минут

3 минуты

Методическое обоснование: Данный урок является заключительным уроком в системе уроков по творчеству Максима Горького. После него учащимся необходимо будет написать домашнее сочинение-рассуждение по пьесе «На дне», что позволит выявить, насколько учащиеся поняли и прочувствовали данное произведение. В течение урока учащиеся должны будут составить план будущего сочинения, который позволяет структурировать изученный материал. Беседа на уроке ПОМОЖЕТ обозначить роль трех носителей правды в пьесе «На дне». Ролевая игра в конце урока помогает разрядить обстановку, проверить, насколько учащиеся поняли позицию героев (Сатина, Луки, Бубнова).

Ход урока

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Примечание.

Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы закончим изучение пьесы М. Горького «На дне», подготовимся к написанию сочинения «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Проверка Д/З

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя.

Дома вы должны были выучить монолог Сатина о Человеке. Давайте проверим, как вы справились с заданием. Сейчас я спрошу 4-х человек. Остальные подойдут на перемене и расскажут. За эту работу будет выставлена отметка.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Выразительное чтение наизусть

Выступление учеников

Анализ героев произведения

Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,

На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос

Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.

Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку.

«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)

«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)

«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)

«Любить живых надо, живых». (Лука)

«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)

Метод, прием: беседа, эвристическая беседа

Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению.

Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением?

У рассуждения есть своя особая структура, какая?

Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения.

Итак, запишем первый пункт плана.

1. «Три правды» и их столкновение в драме

Оставим на время наш план и вспомним

1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте.

2) Это слово - излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему?

3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте.

4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины?

5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе?

Обратимся к анализу образа Бубнова.

Скажите, каково значение его фамилии?

Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто 'бубнит'. Есть и второе значение - обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: 'Гол как бубен', 'Тяжбу завел стал как бубен гол'.
Есть еще одно значение, бубен в ярославских говорах, тучный лентяй, тунеядец, прихлебатель.

Как Бубнов оказался в ночлежке?

Как он относится к окружающим?

Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста.

Принимаете ли вы правду этого персонажа?

Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов - человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться.

Что же мы запишем в план сочинения под буквой А?

А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая

Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них - этот покой... Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”.

В чем правда Луки? Приведите примеры из текста.

Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения.

Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении?

Б) Правда Луки: правда утешительной лжи

В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине?

Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду».

В чем, на ваш взгляд, правда Сатина?

Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке.

Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой?

В) Правда Сатина: правда веры в Человека

Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” - произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен.

Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста.

Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу?

Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится.

Обратимся к плану, запишем второй пункт:

2. Авторская позиция в споре о правде

Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд)

На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома.

И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана.

3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне»

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Слушание (детальное, нереф

лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи.

Тезис, доказательство, вывод.

Что в пьесе есть три взгляда на правду.

1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды”

2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда!

4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов

5) Бубнов

От бубнить или от бубен

Ушла жена, спился

Ему на них наплевать

«На что мне совесть? Я – не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

«Все люди на земле лишние…»

«Все сказки»

От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов - человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»

Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека”

Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах.

«Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была»

Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..

Нет

На слайде три записи

Сатин-Горький:
думать и вершить высокое, бунтовать – вот смысл жизни, люби человека будущего.
Лука:
смирись, люби ближнего, будь сердечным, будь осторожным.
Бубнов:
забудь о совести. Живи одним днём, будь безразличным ко всему и всем.

Ролевая игра

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя

Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из позиции одного из героев пьесы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли. Итак, ребята с первого ряда должны представить позицию Луки, показать, как Лука мог бы утешить нашу героиню. Ребята со второго ряда должны утешить девушку с позиции Бубнова, а третий ряд с позиции Сатина. Кто не понял? На раздумье я даю вам 5 минут.(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца)

Молодцы, вы отлично справились с заданием и до конца поняли позицию каждого из носителей правды в пьесе.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).Говорение

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя

Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Не забудьте, что дома вы должны написать сочинение «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).Говорение

Теги: Pechenay 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!