Урок-обобщение по теме «Осень» в двух частях, 2 класс
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Одним из способов решения этой задачи является проведение уроков экскурсий, исследований, дидактических игр, конкурсов, викторин. В данной работе предлагаю сценарий урока-обобщения, состоящего из двух взаимосвязанных между собой уроков: урока-исследования и урока – защиты творческих проектов.
Урок-обобщение по теме «Осень»
Условие проведения: 2 занятия по 45 минут
Цель занятий: познакомить учащихся с изменениями в жизни природы осенью.
Задачи: обратить внимание учащихся на связь между временем года и изменениями в природе с элементами исследовательской работы в группах с целью выявления признаков осени; развивать творческое воображение, наблюдательность, речь, память, основы исследовательской деятельности; логическое мышление, бережное отношение к природе, коммуникативные способности, ассоциативное мышление; способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и команд;
- осознавать поставленную задачу;
- извлекать нужную информацию из увиденного и услышанного, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в коллективе;
- уметь рассказывать о своих результатах;
- уметь работать над заданиями в команде, эффективно распределять обязанности.
Ожидаемые результаты: в ходе экскурсии ребята проведут исследования на заданные темы, научатся фиксировать изменения, которые происходят в неживой природе, в жизни растений и животных с приходом осени, обогатят свой словарный запас и почувствуют ответственность за общее дело в команде, увидят яркие краски осени, которые создадут психологический комфорт у детей.
Оборудование: письмо от королевы Осени, цветные конверты с заданиями.
1 урок. Экскурсия-исследование «Тайны осени»
Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя беседу по технике безопасности и повторение правил поведения в лесу, парке.
Ход занятия:
- Организационный момент
В первые минуты урока в класс передают письмо, которое вслух зачитывается для учащихся.
Если вы хотите увидеть что-то интересное и узнать что-то новое, приходите в парк. Если будете наблюдательны и внимательны, то по многим признакам вы увидите и услышите следы моего пребывания там.
До встречи в парке.
Работа по теме урока.
В парке мы находим яркий конверт, на котором был указан адресат – 2 «А».
В конверте лежат задания
- Разделиться на три команды: «Деревья», «Живые существа», «Птицы». После того, как группы сформированы, идет распределение ролей: капитан, исследователи, секретарь.
- Каждая команда получает свое задание.
- Ученики обсуждают задание, предлагают собственные идеи и начинают его выполнять.
- Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Карточка-инструкция для команды «Деревья»
1. Назовите и запишите признаки осени. Как светит солнце? Где оно расположено? Какие стали дни? И с чем это связано?
2. Выявить и записать, какие изменения произошли с деревьями с приходом осени.
3. Узнать, какие растения растут в парке.
4. Исследовать окраску листьев с приходом осени.
5. Как разные растения реагируют на приход осени?
Ожидаемый результат: В ходе исследования ребята должны обратить внимание на то, что в парке растут разные деревья: лиственные и хвойные, кустарники. Деревья по-разному реагируют на приход осени. Лиственные деревья сбрасывают листву, т.к. готовятся к зиме, а хвойные – остаются по-прежнему зелёными.
Карточка-инструкция для команды «Живые существа»
1. Назовите и запишите признаки осени. Как светит солнце? Где оно расположено? Какие стали дни? И с чем это связано?
2. Выявить и записать, какие изменения происходят с животными и насекомыми с приходом осени.
3. Узнать, какие живые существа обитают в парке.
4. Исследовать, как изменилась их жизнь с приходом осени.
5. Как разные живые существа реагируют на приход осени?
Ожидаемый результат: в ходе исследования дети должны вспомнить, какие изменения происходят в жизни животных с приходом осени; узнать, какие живые существа обитают в парке, как изменилась их жизнь и как разные живые существа реагируют на приход осени?
Карточка-инструкция для команды «Птицы»
1. Назовите и запишите признаки осени. Как светит солнце? Где оно расположено? Какие стали дни? И с чем это связано?
2. Выявить и записать, какие изменения происходят с птицами с приходом осени.
3. Узнать, какие птицы обитают в парке.
4. Исследовать, как изменилась их жизнь с приходом осени.
5. Как разные виды птиц реагируют на приход осени?
Ожидаемый результат: в ходе исследования дети должны вспомнить, какие изменения происходят в жизни птиц с приходом осени; узнать, какие виды птиц обитают в парке, как изменилась их жизнь и как разные птицы реагируют на приход осени?
- Сбор природного материала.
- Рефлексия.
- Как вы думаете, кто все-таки написал нам письмо и пригласил нас в парк?
- А понравилось ли вам в гостях у Осени?
- Какое у вас сейчас настроение? А почему?
- Давайте пригласим Осень к нам на следующий урок.
Домашнее задание:
-каждая команда выбирает себе вид итоговой работы по своей теме (исследование в виде доклада, проект или презентацию), готовит по одному творческому номеру (стихи, песни, танец) и готовит осенний букет из собранного природного материала;
-с каждой группой отдельно определяются тема, цели и задачи проекта, вырабатывается план действий, определяется роль каждого члена группы в выполнении домашнего задания, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности. Определяется время – презентация, доклад – 5-7 минут,
творческий номер – 2-3 минуты.
-учитель является помощником у команд, координирует работу и помогает в оформлении.
На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
2 урок. Урок-обобщение по теме «Краски осени»
Данный урок является результатом экскурсии-исследования окружающего мира по теме "Тайны осени". В ходе экскурсии учащиеся были разделены на три группы, и у каждой группы было своё задание для исследований.
Класс оформлен на тему «Краски осени» -рисунки, листья, гроздья рябины, букеты из материалов, собранных на экскурсии.
Урок проводится в нестандартной обстановке. Стулья расставляются полукругом.
Ребята рассаживаются командами: «Деревья», «Живые существа», «Птицы».
- Организационный момент. На фоне музыки учитель читает:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Как вы думаете, какому времени года посвящены эти строки?
- На прошлом уроке мы с вами были в гостях у Осени в парке. Вам там понравилось? Помните, мы пригласили к нам в гости Осень? А теперь посмотрите в окно, видите, осеннее солнышко заглядывает в окошко, осенние разноцветные листочки приветливо качаются на веточках, осенний прохладный ветерок залетает к нам на урок. Осень пришла к нам в гости, чтобы посмотреть, как вы подготовили и оформили свои работы-исследования.
- Работа по теме урока:
Перед началом четко оговаривается время, которое можно использовать на защиту проекта - минут.
Каждая из команд защищает свою коллективную работу (исследование в виде доклада, проект или презентацию) по заданной теме.
- Защита проектов – по 10 мин.
Ожидаемый результат команды «Деревья» :ребята, на основе своих наблюдений, должны прийти к выводам, что сейчас наступила пора золотой осени. Пора самой яркой окраски листьев. Листья заметно пожелтели, и начался листопад, на деревьях и кустарниках еще есть плоды. Дать ответ на вопрос, почему опадают листья, какие деревья по-разному реагируют на приход осени. Лиственные деревья сбрасывают листву, т.к. готовятся к зиме, а хвойные – остаются по-прежнему зелёными. Дни становятся короче, низкие облака серыми полосками заволакивают небо, с каждым днем становится заметно прохладнее…
После презентации докладчики отвечают на вопросы слушателей.
Ожидаемый результат команды «Живые существа» : ребята, на основе своих наблюдений и дополнительной литературы, должны прийти к выводам, что звери тоже осенью накапливают жир. Осенью у зверей отрастает густая шерсть. У некоторых из них, например, у белки, зайца, песца изменяется окраска.
Многие звери запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Белки собирают орехи, жёлуди в дуплах или в пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на ветках деревьев. Осенью насекомые прячутся в трещинах коры, под опавшими листьями и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода.
После презентации докладчики отвечают на вопросы слушателей.
Ожидаемый результат команды «Птицы»: ребята, на основе своих наблюдений и дополнительных источников информации, должны прийти к выводам, что птицы, готовясь к зиме, усиленно питаются и жиреют. Некоторые птицы собирают запасы корма. Кедровка собирает кедровые орешки и закапывает их в почву. Сойка запасает жёлуди. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны. Оседлые птицы – воробьи, галки, сороки, рябчики, голуби,- накапливая жир, приспосабливаются к зимним холодам.
Кочующие птицы – грачи, снегири, свиристели, чечётки – не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи, они улетают на небольшие расстояния и места, более богатые кормом.
Перелётным птицам – ласточкам, соловьям, скворцам, жаворонкам – запасы жира необходимы для дальних перелётов.
Перелётные птицы ежегодно улетают в тёплые страны. Они преодолевают расстояние в несколько тысяч километров и зимуют в одних и тех же местах. Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, — стрижи, ласточки, иволги, соловьи. Когда замёрзнут водоёмы, улетают утки, гуси, журавли.
После презентации докладчики отвечают на вопросы слушателей.
I. Творческий конкурс «Краски осени». – 3 мин.
Из даров природы, собранных во время экскурсии, каждая команда подготовила осенний букет.
Оценивание – громкостью аплодисментов.
II. Просмотр подготовленных в ходе выполнения домашнего задания творческих номеров каждой команды. – 10 мин.
Оценивание творческих заданий – громкостью аплодисментов.
III. Рефлексия. – 2 мин.
- Как вы думаете, понравилось ли нашей гостье, которая заглядывала к нам на урок теплым ветерком, пролетающим мимо окна листочком, лучиком солнышка ваши работы?
- Всем большое спасибо за такие интересные материалы и творческие номера. Все очень хорошо поработали! Молодцы! Давайте поаплодируем друг другу. (Оценка проектов должна носить стимулирующий характер)
- Ребята, давайте в следующий раз мы сходим в гости к Зимушке-Зиме и посмотрим, что же станет с природой в это время года?
Станьте первым!