Урок по теме: "Интернет и безопасность"

Учебник: «Информатика и ИКТ». Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хенкер. – 9-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 246 с.: ил.

Раздел: «Основы социальной информатики» 10 класс.
Тема: «Интернет и безопасность», 3 часа.

Введение. Стандарты второго поколения предполагают активное использование компьютерной техники и возможностей Интернета для поиска информации, сетевом взаимодействии, а также создания собственного контента. Использование Интернета в учебной деятельности предоставляет огромное количество плюсов, но при этом возникает и множество опасностей.
Интернет-ресурс https://sites.google.com/site/kyrsbez первоначально создавался как информационный курс для родителей, в котором консолидирована актуальная информация по организации безопасности в Интернете детей и подростков. Процесс апробации на разных возрастных группах показал актуальность введения темы Интернет безопасности в старших классах.
Уроки «Информатики и ИКТ» в 10 классе по теме «Интернет и безопасность» спланированы по принципу «Перевернутого обучения». Освоение теоретического материала учащимися происходит самостоятельно дома (дистанционно через интернет-ресурс), а очные занятия нацелены на разбор проблемных вопросов и выполнения практических заданий.

Цель. Повысить мотивацию учащихся по обеспечению себя и своих близких безопасности в Интернете, как неотъемлемой составляющей информационной культуры современного человека.
Задачи:

  • знакомство учащихся с современными угрозами безопасной работы в Интернете и их решениями, предлагаемые специалистами,
  • создание учащимися интерактивной общедоступной игры-викторины «Интернет и безопасность».

Раздел: «Основы социальной информатики» содержит много тем. Одна из них «Проблема информационной безопасности». Изучаем этот материал на примере национальной политики примерно 2/3 урока, а затем переходим к личной безопасности.

Часть 1 (10-15 минут в конце урока)

Недавно в библиотечной медиатеке появились социальные плакаты. Их сделала ученица нашей Гимназии десятилетняя девочка Алина. Посмотрите на них еще раз внимательно.
Вопросы для обсуждения:

  • Вы когда-нибудь сталкивались с подобными проблемами?
  • Обсуждали ли Вы эти ситуации с родителями?
  • Какие меры Вы предпринимали?
  • Какая проблема объединяет все эти плакаты?

Совместно с учащимися формулируем проблему - «Как сделать Интернет безопасным?». Направляющие вопросы:

  • Что для Вас безопасность?
  • Как Вы понимаете понятие «Безопасный Интернет»?
  • Почему так важна интернет-безопасность?
  • Как могли бы Вы обеспечить себе и своим близким безопасность в Интернете?

«Колесо развития» - первичный аудит понимания проблемы. Обсуждаем с учащимися название секторов (круг на интерактивной доске, надписи выполняем стилусом). Учащиеся работают с индивидуальным кругом, закрашивают части секторов на уровень своего понимания соответствующей проблемы. Возможные названия секторов:

  • угроза вовлечения в противоправную деятельность,
  • угроза этичного общения,
  • угроза обмана,
  • угроза интернет – зависимости,
  • безопасность личных данных,
  • материальная безопасность,
  • безопасность данных, файлов,
  • безопасность пихологического состояния.

Оборотную строну листа используем в качестве «Листа ожидания» - учащиеся фиксируют, что они хотели получить от урока (по изучаемой теме).
Бумажный вариант хорош, если не нужно делать аналитику получившейся статистики. В последнем случае учащиеся заполняют онлайн опрос (предпочтительно).
Домашнее задание (дифференциация по интересам). Определите самостоятельно, какие темы для Вас меньше знакомы и познакомьтесь с материалом, представленным на страницах Интернет-ресурса, ссылки Вы найдете в электронном дневнике:
https://sites.google.com/site/kyrsbez/1
https://sites.google.com/site/kyrsbez/2
https://sites.google.com/site/kyrsbez/3
https://sites.google.com/site/kyrsbez/4
Каждая тематическая страница содержит теоретический материал и небольшое задание для определения уровня понимания, самопроверки. Знакомясь с материалом, учащиеся фиксируют значимые факты теории.

Часть 2 (15-20 минут дома)

Каждая тематическая страница содержит теоретический материал и небольшое задание для определения уровня понимания, самопроверки. В зависимости от тематики страницы – задания то же варьируются: решения интерактивного задания, заполнения опросной формы, анализ ситуации, совместная работа в онлайн документах… Все задания представляют электронные образовательные ресурс встроенный на страницу сайта.
Желательно, что бы учащиеся познакомились с 3-4 страницами из 27 представленных на сайте для изучения. Учащиеся могут выбрать материалы из любого раздела темы.
Знакомясь с материалом, учащиеся фиксируют значимые факты изученной теории, которые будут использовать на уроке как опорные.
Общие вопросы:



Социальные вопросы:



Технологические вопросы:


Часть 3 (45 минут на уроке)

Создание проблемной ситуации: «Как определить уровень осведомленности в проблеме Интернет-безопасности и при этом не отпугнуть, а наоборот привлечь к решению проблемы?» После нескольких предложений учащиеся приходят к выводу: надо организовать игру-викторину.

Учащимся предлагается организовать группы примерно по четыре человека в каждой. Деление на группы осуществляется по интересу ученика к одному из разделов темы «Общие вопросы», «Социальные вопросы», «Технологические вопросы».

Каждой группе к концу урока необходимо составить игру-викторину на понимание теоретического материала выбранного ими раздела. Внутри группы учащиеся обсуждают поставленную перед ними проблему и теоретический материал (учащиеся могут обратиться к информационному Интернет-ресурсу). Учитель перемещается от группы к группе и дает консультации, а при необходимости и рекомендации.

Учащиеся старших классов уже знакомы с онлайн порталом LearningApps.org, позволяющим создавать разнообразные интерактивные задания. Учитель дает короткий инструктаж по выполнению практической работы. При необходимости одноклассники помогают друг другу. При возникновении нештатной ситуации учитель включается в разрешении возникшего затруднения.

Каждое задание викторины должны быть сформированы из теоретического материала, представленного на одной странице информационного курса. Такая формулировка задания будет способствовать вдумчивому чтению статей, а так же поможет в дальнейшем проверить внимательность чтения той же статьи другими людьми, участвующими в освоении курса.

Перед началом работы совместно с учащимися формулируются критерии оценивания интерактивного задания. Подобная совместная деятельность происходит регулярно, поэтому формулирование критериев занимает не более 2-3 минут. Обычно это происходит так: устные высказывания учащихся фиксируются на интерактивной доске, а затем выбираются не более пяти критериев. Критерии необходимы учащимся для самоконтроля при работе над заданием. Возможные критерии:

  • интерактивное задание соответствует поставленному учителем условию (познакомившись с контентом одной страницы можно ответить на все вопросы задания),
  • в интерактивном задании не менее пяти вопросов,
  • все вопросы сформулированы корректно (пользователь может понять суть вопроса и дать ответ, предусмотренный автором),
  • выбран удачный тип интерактивного задания (форма и содержание не противоречат),
  • подобрано фоновое изображение в соответствии с тематикой.

Для удобства последующего формирования викторины из отдельных заданий, все учащиеся работают на портале под одним логином-паролем, предоставленным учителем. По мере готовности интерактивные задания сохраняются по категориям (папкам) на портале LearningApps.org.

Учащиеся на уроке успевают создать одно-два интерактивных задания, но при необходимости учащиеся могут дома под тем же профилем доработать свое задание или создать дополнительное.

На заключительном этапе урока учащиеся заполняют форму текущего оценивания: «Знал до изучения темы», «Узнал во время изучения темы», «Хочу узнать». Сводные результаты опроса ярко показывают учителю актуальность поставленных целей и помогают скорректировать дальнейшую учебную деятельность.

Домашнее задание. Сегодня Вы детально разобрали одно из направлений общей темы. Подумайте, каким образом эта проблема решается в Вашей семье или как Вы ее планируете решить в своей семье, когда станете взрослым. Поговорите с родителями, узнайте их мнение. Свои рассуждения оставьте в качестве комментария в блоге. Ссылка на блог есть на каждой странице Интернет-ресурса курса (справа вверху).

Часть 4 (10-15 минут дома)

Обсуждение дома с родителями статьи из Интернет-ресурса. Исследуя и анализируя реальную ситуацию дома и рекомендации специалистов, учащиеся пишут короткое сообщения в специально созданный для этого блог (комментарий). Этим заданием мы формируем умение учащихся высказывать письменно свое отношение к проблеме виде короткого публичного сообщения (комментария).

Блог открыт для комментирования любым пользователям, без входу в службу. Таким образом, от учащихся не требуется дополнительной регистрации и открытия нового аккаунта.

Часть 5 (45 минут урок)

В начале урока учитель проводит короткую беседу о выполненном домашнем задании. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Удалось ли Вам поговорить с родителями и узнать их мнение или домашнее задание пришлось выполнять самостоятельно?
  • Какие трудности у Вас возникли при написании комментария (содержательного, технического характера)?
  • Зачем надо знать реальную обстановку с обеспечением интернет безопасности в своей семье?
  • Какие первые шаги в своей будущей семье вы предпримите для обеспечения интернет безопасности?

Подводя итоги беседы, учитель делает акцент на информированности граждан в вопросе интернет безопасности и пропаганде этих знаний среди широкого слоя населения. Интернет-ресурс, с которым учащиеся работали при изучении темы, создан для просвещения взрослого населения, но полезен и для других возрастных групп.

Для повышения интереса школьников к проблеме, Вы создавали на прошлом уроке интерактивные задания. Но прежде чем их сформировать в единую игру викторину, необходимо все задания протестировать.

Апробация и тестирование интерактивных заданий игры – викторины рекомендуется провести в форме командных соревнований. Группы, сформированные на прошлом уроке, остаются в неизменном составе. Каждая группа последовательно демонстрирует созданные ими интерактивные задания, остальные группы выполнят их, отвечая на вопросы. Решение заданий происходит на интерактивной доске. В процессе такой работы всеми участниками высказываются мнения по совершенствованию задания. Устные высказывания занимают, как правило, много времени, поэтому мы применяем опросную форму, где учащиеся отмечают степень соответствия разработанным критериям, с возможностью оставить развернутый комментарий. Для удобства заполнения формы все задания выполненные учащимися учитель, накануне урока, нумерует.
Завершаем работу на уроке повторным заполнением формы «Колесо развития». Этот прием позволяет выявить динамику продвижения учащихся по освоению изучаемой темы.

Домашнее задание. Все Вы плодотворно поработали, создали оригинальные интерактивные задания, участвовали в обсуждении по совершенствованию, высказали много разумных замечаний. Каждому из Вас предстоит доработать задания в соответствии с высказанными предложениями. Файл с рекомендациями будет открыт Вам для чтения (ссылку на него найдете в электронном дневнике). После завершения работы над заданием, опубликуйте его, указывая тему «Интернет и безопасность».

Часть 6 (10-15 минут дома)

Учащиеся под аккаунтом предоставленным учителем вносят изменения в разработанное ими интерактивное задание и публикуют (делают доступным для незарегистрированных пользователей).
На портале learningapps.org учитель имеет возможность наблюдать за динамикой производимых учащимися работ.


Часть 7 (15-20 минут)

Формирование страницы «Викторина» на сайте курса «Интернет и безопасность». К этой работе можно привлечь инициативную группу и проработать с ней во внеурочное время или выполнить учителю самостоятельно, без привлечения учащихся. Викторина формируется из интерактивных заданий, соответствующих заданным критериям и опубликованными для общего доступа.
Викторина постоянно доступна на Интернет-ресурсе и каждый желающий может проверить свои знания. Так же инициативная группа может провести игру-викторину среди школьников, предварительно отобрав вопросы соответствующие их возрасту.

Заключение. Одним из трендов в образовании является мобильность – доступность всегда и везде к образовательному контенту. При разработке учебно-методического обеспечения темы я использовала сервисы Web 2.0. Все теоретические материалы, задания, опросные формы собраны на одном Интернет-ресурсе, который доступен с любого мобильного гаджета (при наличии Интернета). Электронные образовательные ресурсы, которые учащиеся создают в процессе изучения темы, так же являются «облачными», что значительно облегчает доступ к ним, без ограничения времени и места.
Все это позволяет учащимся и учителю (а так же любому пользователю) обращаться к данным материалам в любое удобное время. Электронными образовательными ресурсами легко пользоваться, делиться с заинтересованными людьми, а при необходимости и копировать. Все созданные к изучаемой теме ресурсы могут в любой момент дополняться, корректироваться с развитием взгляда общества да данную проблему.
Учащиеся на моих уроках систематически используют сервисы Web 2.0. для выполнения учебных заданий. В этом случае процессы по оцениванию и сбору статистики облегчается и в большинстве случаев автоматизируется. При регулярном их использовании увеличивается время на уроке для обсуждения темы, и не приходится много времени тратить на объяснение использования уже привычных инструментов.
В курсе специально приведено избыточное количество теоретического материла что бы учащиеся смогли оценить значимость отдельных фактов и выбрать для своего проекта, наиболее значимые с их точки мнения.

Теги: Alekseenkova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!