УРОК: Умножение многозначного числа на однозначное
Урок математики в 4 классе
УМК: Школа России
Тема: Умножение многозначного числа на однозначное.
Цель: рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел; развивать навыки устного и письменного счёта
Задачи: создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения четырёхзначного числа на однозначное, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися ,воспитывать интерес к математике, активность, внимание учащихся.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.
Оборудование и источники информации: проектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы, «лестница успеха», компьютер , раздаточный материал (оценочные листы). Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике.
УУД:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- уч- ся знают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
- умеют умножать многозначное число на однозначное, включая умножение именованных чисел.
Метапредметные:
- умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
- умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать
Личностные: -умеют сотрудничать со сверстниками.
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
1. Мотивирование к учебной деятельности – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность
Я рада приветствовать вас.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно!
Нас оно торопит в класс-
Математика у нас!
Подравнялись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Проверьте осанку. Настройтесь на работу.
Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Поэтому я вас попрошу быть внимательными, активными. На уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы , а в конце урока нужно выставить себе общую оценку.
Открываем тетради и записываем число, классная работа.
2. ТЕСТ (раздать карточки ).
Компоненты умножения
А) уменьшаемое, вычитаемое
Б ) множитель, множитель
От перестановки множителей произведение
А) меняется
Б) не меняется.
3. При умножении любого числа на 0 получается
А) 1
Б) 0
При умножении любого числа на 1 получается
А) 1
Б) тоже число
Чтобы найти неизвестный множитель , надо
А)произведение умножить на известный множитель
Б)произведение разделить на известный множитель
Проверка, ответы сбоку на перевёрнутых карточках . Проверяем в парах. Если всё совпадает, ставьте рядом знак «+», а если вы нашли ошибку « - «
Оцените себя, как вы поработали. А чтобы оценить себя правильно, давайте вспомним правила
- если я отвечал(ла) без ошибок, то на 5.
- если я отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.
- если я отвечал(ла) с ошибками и мало работал, то на3.
- если я не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и оценю себя на следующем этапе
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Кто сомневался, испытывал затруднения?
Поставьте оценку в лист самооценки
Замечательно. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.
Устный счёт - 5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”
Давайте начнём устный счёт с математической разминки.
Предлагаю вам ответить на вопросы в быстром темпе
- Первый день недели? (понедельник)
- Знак для обозначения числа (цифра)
- Знак вычитания в математике? (минус)
- Самая маленькая единица длины
- Отрезок, равный 100см
- 60 минут - это?
- Расстояние равное 1000 метрам это-?
- Промежуток времени в 100 лет
-Сколько хвостов у семи псов? (7)
- Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? (40)
- Сколько ушек у пяти старушек? (10)
-Сколько ушей у пяти малышей? (10)
-В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов.
Сколько тюльпанов стояло в вазе? (17)
2. Карточки (Примеры -три ученика за партой).
- Выполнить действия и записать ответы.
1:1+0:328+328:1;
2098*0+1*(107+0:4267)+422:1;
830-4*(25-0)-732:732.
(329, 529, 729).
На уроке нам необходимы знания таблицы умножения. Повторим?
Таблица умножения - интерактивный тест.
Ребята, оцените себя за устный счёт .
- Молодцы, работаем дальше
Создание проблемной ситуации- 4-5 минут
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Перед вами примеры. ( на доске)
Что общего в записанных выражениях?
Как легче их решить?
Какое свойство умножения использовали ? (переместительное свойство умножения.)
а * в = в * а
Какой пример при решении вызвал бы у вас затруднение?
Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)
Формулирование темы урока
ПОЯВИЛАСЬ ПРОБЛЕМА, МЫ НЕ УМЕЕМ РЕШАТЬ такие примеры.
Чему будем учиться?
Кто может сформулировать тему урока (умножение многозначного числа на однозначное)
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
( Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ. )
Совершенно верно. Молодцы.
Оценочный лист -1 ступенька « лестницы знаний»
«Открытие» детьми нового знания 7-8 минут
Построение проекта выхода из затруднений.
Проблема: не умеем умножать многозначные числа на однозначное число.
-Подумайте , каким образом мы будем добывать новые знания умножения? Я предлагаю вам два способаоткрытия новых знаний.
Мы можем:
Послушать объяснение учителя , т.е. я вам сама объясню материал
Добыть знания самим
(на основе ранее полученных знаний, попробуйте добыть знания сами.)
- Что вы выбираете?
Решать поставленную вами цель будем вместе.
- Ребята, давайте вспомним уроки информатики.
Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия).
Мы умеем умножать трёхзначные числа на однозначные. Умеем!
- А как вы думаете, будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 -значное число?
- Значит , как будем умножать многозначные ? (так же как и трёхзначные числа)
- Вспомним, как умножали трёхзначные числа и составим алгоритм
С чего начнём? (с единиц)
Составление алгоритма ( слайд)
Где вы можете проверить правильность своих рассуждений?
-Откройте учебники и на странице 77 прочитайте правило.
Всё ли правильно мы сделали.
Вывод: Мы открыли алгоритм умножения 4, 5- значного числа на однозначное. Благодаря алгоритму мы сможем выполнить умножение без ошибок. Запомните, математика – точная наука . Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Алгоритм составлен, кто побудет в роли учителя и объяснит, как выполнить пример на умножение многозначного число на однозначное?- (объяснение учеником)
Оценочный лист - вторая ступенька «лестницы успеха»
Включение в систему знаний и повторение 4-5 минут.
Закрепим полученные знания, открыли учебник на странице 77. Давайте решим примеры для закрепления. (по 1 человеку у доски)
274 * 6,
5124 * 2,
3452 * 7.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.
2 км 425 м х 8 = 19 км 400 м | 2425 |
2 км 425 м выражаем в метрах = 2425 м | х |
умножаем в столбик | 8 |
19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)
Запишите его в тетрадь.
Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….
26 м 85 см х 7 =
Оценочный лист - третья ступенька «лестницы знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой 4-5 минут.
Проведём небольшую самостоятельную работу
Проверьте, правильно ли решены примеры Найдите ошибки и вычислите правильно :
7 327 16 145
ͯ 6 ͯ 4
Молодцы. Вы быстро справились с работой. Проверяем.
- Кто нашёл ошибки?
- Кто сомневался, испытывал затруднения?
Оценочный лист
Оценочный лист - 4 ступенька «лестницы знаний.
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями- 7 минут
1 уровень: на « 3»- решить примеры на умножение, записывая их в столбик
2 уровень : на «4»-найти примеры на умножение (найди 2 примера на умножение и реши в тетради в столбик
- увеличь 6 075 на 6
- увеличь 6 175 в 5 раз
- уменьши 5 643 в 3 раза
3 уровень: на «5»-решить задачу из Р.т. , связанную с действием умножения
Выполни в тетради только решение задачи
Проверка, сбоку ответы на перевёрнутых карточках.
Оценочный лист- 5 ступенька «лестницы знаний.
Итог урока: Что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать.
Что удалось…
Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили?
- Чему научились?
-Пригодятся эти знания в жизни?
Над чем надо ещё поработать …
- Что нужно повторить к следующему уроку ?
Перед вами вся «лесенка знаний», оцените себя.
Нижняя ступенька– плохо понимаю новый материал, у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у меня были проблемы;
верхняя ступенька– мне всё удалось
-Я довольна вашей работой на уроке.
Все сегодня работали очень хорошо.
Оценки за урок получают
Рефлексия учебной деятельности.
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтые и облачка .
Если понравилось занятие и было интересно - лучики желтого цвета прикрепить к солнышку
Было неинтересно- прикрепить облачка голубого цвета
VIII. Домашнее задание.
- Вам нужно потренироваться дома
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!
Станьте первым!