Больше дело Малой академии
Забота об одаренных детях сегодня – это
забота о развитии науки, культуры
и социальной жизни завтра
Мысль о необходимости выявления одарённых детей с целью последующего интенсивного их обучения впервые была высказана Конфуцием. В последующем эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора использовались различные испытания на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и прозу. Древнегреческий философ Платон также считал, что наиболее способных детей следует отбирать и обучать их тому, что полезно для государства.
Таким образом, идея «отобрать и обучить способных детей» имеет довольно давнюю историю. Именно с этой целью по инициативе педагога-новатора Таймасова Ф.Х. и поддержке управления образования в 2004 году была открыта Школа для одарённых детей, а в 2007 году преобразована в Малую академию наук школьников. Подобрался слаженный, творческий коллектив, в котором трудятся компетентные, увлеченные своим делом, обладающие различными инновационными педагогическими технологиями, педагоги, такие, как Таймасов Ф.Х., Савин А.И., Дмитриева Л.П., Кузнецова В.А., Потупчик В.Н., Ласточкина М.П., Захарова В.Н. и другие.
Отрадно, что «преданья старины глубокой» не остались в прошлом и волнуют сегодняшних государственных мужей, о чём свидетельствует пристальное внимание к проблемам одарённых детей со стороны Совета и Исполнительного комитета Заинского муниципального района, и Малая академия продолжает свою миссию по выявлению, развитию и поддержке таковых.
Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей школьников, является долгосрочная программа «Одарённые дети Заинского муниципального района на 2012-2016 годы». В 2015-2016 учебном году Малая академия наук школьников свою деятельность строила согласно данной программе и учебно-воспитательному плану.
Набор в объединения производится по направлениям администраций общеобразовательных школ и результатам школьного и муниципального этапов всероссийских олимпиад, а также заявлениям родителей, не равнодушных и заинтересованных в достойном образовании своих детей. В сентябре проходит установочная сессия с целью диагностирования учащихся. Работа с одаренными детьми осуществляется на основе дифференцированного, личностно – ориентированного подхода и строится следующим образом: разноуровневое обучение, индивидуальные занятия с олимпиадниками, выездные тренинги (гг. Казань, Елабуга, Альметьевск, Москва, Кировская многопрофильная школа), осенние, зимние и весенние сессии с приглашением преподавателей вузов Казани и Елабуги. Педагоги составляют индивидуальную траекторию развития ребенка. При подготовке к региональному этапу всероссийских олимпиад разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого участника.
В течение учебного года, к сожалению, происходит естественный отсев обучающихся, которые не справляются с программой, рассчитанной на углубленный и олимпиадный уровни, а скорее всего, лень тому виной. Ведь, по мнению Т. Эдисона, «гений – один процент вдохновения и девяносто процентов пота».
Активное сотрудничество с благотворительным фондом «Одаренные дети» ПАО «Татнефть» и Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» стало также неотъемлемой составляющей деятельности МАН. Это и участие в ежегодных слетах, и мастер-классах, и научно-практических конференциях, и других мероприятиях. Ежегодно в декабре на базе одного из санаториев г. Альметьевск проходит зимняя школа по подготовке к олимпиадам по физике и математике. От г. Заинск в 2016 году принимала участие команда в составе 18 учеников 9-11 классов. Мастер-классы дают преподаватели московских вузов. Традиционными стали слеты призеров благотворительного фонда «Одаренные дети», проводимые в одном из городов юго-восточного региона республики. В 2009 году юбилейный слёт состоялся в городе Заинск. Учащиеся, достигшие высоких результатов в предметных олимпиадах и подготовившие их преподаватели, награждаются денежной премией. Одаренные дети из социально-незащищенных семей получают именные стипендии этого фонда. В настоящее время стипендиатом фонда является Лопатина Дарья.
На основе соглашений о сотрудничестве организовано взаимодействие МАН с вузами РФ и РТ: МФТИ, КНИТУ (КХТИ), Елабужским филиалом Казанского федерального университета, в рамках которого предусмотрено участие детей в Днях открытых дверей, предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, проводимых вузами. В дни школьных каникул организуются сессии, и преподаватели Елабужского филиала Казанского федерального университета делятся своими знаниями с нашими воспитанниками. В рамках Всемирного дня науки проводились лабораторные занятия по физике, инженерному делу и химии (Инжиниринговый центр НЧИ КФУ); мастер – класс по биологии ЕФ К(П)ФУ. Обучающиеся объединения «Умка» (младший брат МАН) четвертый год посещают Детский университет при елабужском институте, занятия проводят преподаватели ЕИКФУ. Такие выездные занятия проходят один раз в месяц.
Гаранин Владимир принимал участие во Всероссийском тренинге по биологии «Путь к Олимпу» в г. Москва. С 2015 года МАН сотрудничает с «Республиканским олимпиадным центром», который проводит учебно-тренировочные сборы для преподавателей и учащихся по подготовке к республиканским и всероссийским предметным олимпиадам.
Не случайны поэтому успехи наших учащихся в республиканских предметных олимпиадах и в региональном этапе всероссийских олимпиад. За 9 лет существования Малая академия добилась значительных результатов: по итогам предметных олимпиад наш район стабильно входит в число сильнейших. В 2014-2015 учебном году 23 учащихся стали победителями и призерами (для сравнения, в 2013 – 2014 уч. году - 15). Двое из них являются победителями (Джалилов Константин по МХК, Савельева Мария по физической культуре) и один - призером заключительного этапа всероссийских олимпиад (Лукьянов Лев по географии).
Уровень подготовки и участия обучающихся во всероссийской олимпиаде – важный показатель качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением. И этот уровень, как мы видим, в 2015-2016 учебном году несколько снизился (19 призовых мест, один призёр заключительного этапа по МХК Джалилов Константин). Тому есть и объективные, и субъективные причины. Конечно, это не снимает ответственности за неоправданные надежды. Но проанализировать, думается, есть необходимость. К объективным можно отнести следующие:
- выпущены прошлогодние олимпиадники, нынешние оказались менее подготовленными, а талантливых «забирают» раличные республиканские интеллектуальные центры;
- маленький город – меньше отбор и выбор действительно одарённых детей в той или иной области, подчас, один ученик и физик, и лирик;
- слабая мотивация у учащихся (дети ориентированы прежде всего на сдачу ОГЭ и ЕГЭ);
-сильная конкуренция, сложно конкурировать со специализированными гимназиями и лицеями;
- изменения в олимпиадных заданиях требуют от учащихся не только глубины знаний конкретной дисциплины, но и метапредметных знаний. Может, поэтому один и тот же ученик призер и по математике, и по русскому языку (Уэтова Катя, 2015 год), а это дополнительная нагрузка на ребёнка.
Тем не менее, напрашиваются выводы: не отлажена система подготовки как обучающихся, так и учителей, к участию в олимпиаде, не уделяется достаточно внимания поиску и поддержке талантливых и одаренных детей. Участие в олимпиаде чаще всего носит спонтанный характер. Из существующих проблем можно выделить отсутствие серьезных курсов по подготовке педагогов, занимающихся олимпиадным движением.
Практика показывает, что во многих городах подготовкой олимпийцев
высокого уровня занимаются не школьные учителя, а преподаватели высшей школы. Однако, несмотря на небольшое количество призеров в этом году, нужно отметить, что большинство наших воспитанников располагаются в первой половине рейтинговой таблицы, что говорит о стабильности.
Это, безусловно, должно повлечь за собой глубокий анализ по каждому направлению и составление индивидуальной траектории ученика и Дорожной карты МАН по подготовке к предметным олимпиадам в следующем году.
Ничто так не развивает ребёнка, как включение его в самостоятельную деятельность, будь то подготовка к олимпиадам или исследовательские эксперименты. Данному направлению академия уделяет должное внимание. С 2010 года Малая академия наук школьников ЗМР РТ включена в общий реестр научных объединений учащихся общероссийской детской общественной организации Малая академия наук «Интеллект будущего».
Одно из направлений работы МАН – исследовательская деятельность учеников. После состоявшейся в ноябре 2015 года зональной НПК «Горизонты поиска и достижений», проводимой в СОШ №4, были выявлены победители и призеры конференции, их выступления рекомендованы для участия в других НПК, а также внесены предложения по улучшению качества исследовательских работ. Среди победителей данной конференции есть учащиеся МАН. В апреле Кириллова Надежда и Шигапова Алина стали призёрами в конференции «Шаги в науку XXI века», организуемой благотворительным фондом «Одаренные дети» ПАО «Татнефть», а также во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ – НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ» (г.Москва, преподаватель Потупчик В.Н.). По итогам конференции Шигапова Алия была приглашена в Российскую научную школу-семинар «Академия юных» в г.Гагры.
Также наши воспитанники принимают активное участие в интеллектуальных турнирах, чемпионатах, демонстрируя достойные результаты. В этом году Лопатина Дарья стала дипломатом 3 степени. в межрегиональном конкурсе «Созидательный труд школьников» в г. Елабуга.
Не первый год обучающиеся объединения Лингва (преподаватель Дмитриева Л.П.) принимают участие в конкурсе эссе «Город под защитой детства». В этом году Нуриахметова Камиля заняла 2 место. В республиканском конкурсе творческих работ, обучающихся на родном языке «Скажем коррупции «Нет!», Коронова Любовь стала победителем. В международном конкурсе по русскому языку «Кирилица» участвовало 15 человек, из них 8 ребят стали победителями и четверо призерами.
В декабре в городе Елабуге состоялась межрегиональная олимпиада по татарскому языку и литературе, в которой Ибрагимова Алсу заняла 2 место (преподаватель Петрова А.М.).
Среди внеклассных мероприятий хочется отметить традиционные: «Посвящение в МАНовцы», «Что? Где? Когда?», чествование победителей и призёров предметных олимпиад, выпускной МАН. В декабре состоялся республиканский фестиваль «Клуб Веселых и Находчивых Химиков». Город представляла команда, подготовленная преподавателем химии Захаровой В.Н. и педагогом - организатором ДДТ Нестеровой Т.П., которая заняла 2 место.
Наша гордость – это выпускники МАН, которые продолжают успешно учиться (а многие уже закончили) в престижных вузах, таких как МГУ, МГИМО, МФТИ, РУДН, КФУ. Теперь они вплотную занимаются исследовательской деятельностью – и это уже шаг в большую науку. К нам приезжают уже в качестве коллег и проводят для учащихся Академии занятия, семинары, олимпиады.
Хочется пожелать Малой академии многая лета. Поскольку, в конечном итоге, поддержка интеллектуально одаренных детей, развитие природных задатков, коммуникативных навыков, творческих способностей, профессиональное самоопределение, стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию обучающихся –это вложение в будущее.
Станьте первым!