Государственная политика в области развития сельских территорий
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Ишмухаметова Э., студентка ФГБОУ ВО Башкирского государственного аграрного университета, г.Уфа
Гарифуллина А.Ф. ,кандидат политических наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирского государственного аграрного университета, г.Уфа
Ключевые слова: государственная политика, устойчивое развитие, сельские территории, концепция.
Создание необходимых условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Переход к устойчивому развитию означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью.[3].
На сегодняшний день приняты многочисленные НПА, концепции и программы развития сельских территорий. Например, федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»[2], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р[3], в которой определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.
Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий, включая поселения, имеющие рыбохозяйственную специализацию, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.[3].
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: 1) выполнение им его народнохозяйственных функций 2) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; 3) поддержание экологического равновесия в биосфере.[3].
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:
- макроэкономической стабильности и увеличения ВВП;
- обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;
- развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
- улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;
- осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности и т.д.
Актуальнейшей задачей является преодоление ведомственной разобщенности в управлении сельской местностью и усиление координации в обеспечении сельского развития между: 1) федеральными министерствами и ведомствами; 2) федеральными, региональными и местными органами власти; 3) органами государственной и муниципальной власти, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением.
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства.[3].
В связи с этим необходимо было подготовить и принять государственную национальную стратегию устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни российского общества и реализации российских геополитических интересов. На сегодняшний день стратегия принята распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. №151-р.[4]. Принятие стратегии позволит устранить перечисленные и существующие ныне факторы и тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.
На основе национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий должны быть приняты и реализованы ряд федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию российской деревни и, прежде всего программы преодоления сельской бедности, повышения занятости и доходов сельского населения, развития сельского самоуправления, стимулирования развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.
Для реализации национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий необходимы:[3].
координация:
- между заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами;
- между федеральными, региональными и местными органами власти, между общественными и коммерческими организациями, между представителями власти, бизнеса и населения на местах;
- создание межведомственных советов (комиссий) по развитию сельских территорий на разных уровнях управления;
- оптимизация межбюджетных отношений между федеральным центром, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в целях синхронизации их полномочий, ответственности и бюджетных возможностей;
осуществление в ряде регионов Российской Федерации экспериментальных проектов по сельскому развитию и распространение эффективного опыта;
использование методов стратегического и интерактивного (с участием населения) планирования.
Основные мероприятия национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий:[3].
формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков (включая квотирование импорта и стимулирование экспорта продовольствия), развития рыночной инфраструктуры;
финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций;
стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей;
повышение товарности личных и КФХ за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями.
реформа местного самоуправления в сельской местности;
создание достойных условий жизнедеятельности, способствующих расширению престижности проживания в сельской местности;
расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;
расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;
развитие информационно-консультационной службы на селе.
Механизмами реализации политики устойчивого развития сельских территорий является совершенствование нормативно-правовой базы, организационное обеспечение, финансовое обеспечение, научное и кадровое обеспечение и информационное обеспечение.
Для правового обеспечения эффективности курса активного государственного регулирования процессом развития сельских территорий, сохранения рыночного характера сельского развития, при одновременном выводе сельского населения из состояния апатии, искоренении массового социального иждивенчества и решения задач усиления мотиваций к эффективному труду, (без чего немыслимо достижение социального прогресса сельских территорий), а также для обеспечения реального доступа сельского населения к ресурсным рынкам, социальной защиты всего сельского населения, включая сельских жителей, занятых личным подсобным хозяйством, необходимо принятие законов.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что наблюдается сложная социально-экономическая ситуация на сельских территориях: наблюдается несбалансированность межотраслевой структуры, неразвитость социальной сферы села, нехватка квалифицированных кадров при росте безработицы, отмечается крайне низкий уровень технологического развития и нечувствительность к инновациям сельскохозяйственной отрасли. Во многом это обусловлено незавершенностью институциональных преобразований на селе, недостаточным уровнем разработки теоретико-методологических аспектов устойчивого многофункционального развития сельских территорий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 О развитии сельского хозяйства[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ : [Принят Гос. Думой 22.12.2006 г.] : [Одобрен Советом Федерации 27.12.2006 г.] : (ред. от 12.02.2015) // СПС «Консультант Плюс».
2 О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»[Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 : (ред. от 16.01.2015 г.) // СРС «Консультант Плюс».
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 года № 2136-р : опубликован 14 декабря 2010 г. : вступает в силу 30 ноября 2010 г. // СПС «Консультант Плюс».
4 Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. №151-р // СПС «Консультант Плюс».
Станьте первым!