Изучение готовности ребёнка к освоению основных образовательных программ

Методическая копилка 26 августа 2016 г., 23:17

Изучение готовности ребёнка к освоению основных образовательных программ

Введение

Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучение детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В связи с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в начальном общем образовании выделяется отдельное направление задач развития личности ребенка, повышение эффективности процесса адаптации, благоприятное становление ребенка в коллективе как личности, что позволят успешно освоить основные образовательные программы. [21,23] Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в 1 класс неготовыми к деятельности предстоящей в нем. В настоящий момент в психологии не существует единого и четкого определения понятия «готовности». Исследования показывают, что именно неподготовленный ребенок плохо адаптируется к школе. Дезадаптация проявляется в трудностях в усвоении и выполнении требований, в низкой общительности с другими детьми. И, как правило, это недисциплинированные дети. Следовательно, набирая детей в класс, педагогу очень важно уметь различать детей готовых и неготовых к школьному обучению. Вопросы готовности ребёнка к школьному обучению рассматривают педагоги: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Безруких, Е.Е.Кравцова и многие другие. Обучение в школе – важное событие не только для ребенка, но и для родителей, т.к. многие из них искренне считают, что именно школа поможет малышу получить первый самостоятельный опыт, который в будущем поможет стать успешным в этой жизни.
4 Нам, как будущим педагогом хорошо известно, что от обстановки в школе, действительно зависит многое: - Как пройдет процесс адаптации; - будет ли ребенку комфортно; - сможет ли он сохранить потребность в обучение. Но не следует забывать, что ответственность за УСПЕШНОСТЬ обучения лежит не только на педагогах, она во многом определяется готовностью самого ребенка к смене деятельности, а это итог воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Наверное, поэтому даже опытные педагоги перед набором ребят в свой класс часто испытывают тревогу и тайно надеются, что к ним попадут хорошо подготовленные дети. Так как прекрасно понимают, что от этого зависит как их психологическое благополучие, так и благополучие самих детей. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно индивидуальную готовность к обучению в школе можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. В структуре этого фундамента принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность ребенка, социально-психологическая готовность, психологическая готовность, среди которых крайне важна эмоционально-волевая, а так же физическая готовность. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.
5 Нам, как педагогам, важно уяснить, что должен знать и уметь ребёнок, и не менее важно осознать, что входит в понятие неподготовленность. Основной вопрос: «Как различать детей готовых и не готовых к обучению в школе?» в психологии хорошо отработан, и изучение психологических источников вооружает будущего учителя. Актуальность данной проблемы определила тему исследования:
«Изучение готовности ребёнка к освоению основных образовательных программ».

Объект исследования: процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: индивидуальные особенности готовности ребенка к освоению основных образовательных программ.
Цель исследования: выявить индивидуальные особенности особенностей готовности ребёнка к освоению основных образовательных программ.

Задачи:

  1. Анализ теоретических подходы по проблеме индивидуальной готовность ребенка к обучению в школе;
  2. Изучение индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  3. Исследование индивидуальной готовности;
  4. Разработка практических рекомендации для родителей будущих первоклассников. Изучив и проанализировав теоретический материал, мы выяснили, что существует ряд диагностических методик, позволяющих как родителям, так и педагогу выявить уровень подготовленности детей к обучению в школе.
  5. Что же делать учителю, если в класс попали дети неготовыми к данному виду деятельности? И в ходе своего исследования я узнала, что существуют целые психолого-коррекционные программы, которые позволяют изменить ситуацию.

Теоретическая значимость работы обусловлена разработанностью определения индивидуальной готовности ребёнка к обучению в школе, в частности шести и семилетних детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности готовности ребенка к освоению основных образовательных программ, могут быть использованы педагогами в методических целях.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения. В первой главе приведены теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе. Во второй главе описывается исследование готовности к школе шестилетних и семилетних детей, а так же развивающая работа, способствующая появлению готовности ребенка к освоению основных образовательных программ. Исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 9 Куйбышевского района Новосибирской области. Участниками исследования были 20 детей (10 девочек, 10 мальчиков), которые посещали школу первоклассника, и в этом году являются учениками 1 класса МБОУ СОШ № 9.

Глава 1. Теоретические аспекты подготовки детей к обучению в школе

1.1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к освоению основных образовательных программ.
Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты индивидуальной готовности. Российские психологи, определяя структуру индивидуальной готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что это многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, выделявшая несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе [2,130]. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [9,435]. Таким образом, готовность к обучению – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Существуют и другие подходы к определению структуры индивидуальной готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе [2,172].
8 Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов индивидуальной готовности к школьному обучению можно отнести: - психомоторную (функциональную); - интеллектуальную; - эмоционально-волевую; - мотивационную; - личностную; - социально-психологическую готовность. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения [5,137]. Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно координированных движений рук. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Интеллектуальная готовность - предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-
9 схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач. Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем [11,56]. Личностная готовность – является образующим компонентом. Она включает в себя: - формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние
10 атрибуты школьной жизни – портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки [2,137]. Мотивационная готовность – соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов. В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования – важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга. Начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена, нельзя говорить о личностной готовности к обучению [10,109]. Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка
11 значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. Внеситуативно-личностное общение со взрослыми, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. Общение с детьми , специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей – коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимые для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками – формируется в совместной деятельности дошкольников. Все рассмотренные составляющие достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития позитивных сторон его личности [6,82].
12 Физиологическая готовность к школе – определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностики психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физического развития и состояния здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физические ослабленные учащиеся высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучение [1,27]. В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами. С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Таким образом: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 летнего возраста готов к систематическому обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физиологическому напряжению. Чем младше ребёнок, тем труднее ему, справиться со школьными нагрузками и выше вероятность появления отклонений в его здоровье [3,140]. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
13 сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению. Так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников. Готовность ребёнка к освоению основных образовательных программ включает в себя следующие параметры: 1) Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. 2) Уровень развития произвольного поведения , позволяющий ученику выполнять требования учителя. 3) Уровень интеллектуального развития , подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. 4) Хорошее развитие фонематического слуха. Индивидуальная готовность рассматривается и с объективной и с субъективной стороны. Семилетний ребёнок психологически готов к школьному обучению. К этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличает любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительное и устойчивое, ребёнок уже имеет некоторый опыт управления своим вниманием и самостоятельной его организации [3, 87].

1.2.Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Под особенностью внимания понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих определённую значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основными видами являются - непроизвольное и произвольное внимание. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. В отличие от непроизвольного, по-своему происхождению произвольное внимание социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребёнка только в общении с взрослыми. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, и затем тех, что ставит самостоятельно [16,130]. Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребёнок становится способным «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильное решение. Для того чтобы достигать поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с развитием произвольности - это и формирование умственных действий контроля. Для тренировки произвольного внимания, наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки одного объекта и сравнивать их с особенностями другого [7,17].
15 Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объём, распределение и переключение. В возрасте 6-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Рассмотрим указанные способности несколько подробнее: • устойчивость и концентрированность внимания; • переключение внимания; • наблюдательность; • сенсорные способности; • особенности мышления. Устойчивость и концентрированность внимания. Чем дольше ребёнок может удерживать своё внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в её суть, и тем больше у него возможностей её решить. Детям ещё трудно сосредоточиться на однообразной для них деятельности, в то же время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия [15,88]. Переключение внимания очень важное в игровой и учебной деятельности ребёнка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям. В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеяны. Это часто наблюдается у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путём специальной тренировки. Наблюдательность - один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности являются проявление в результате внутренней умственной активности, когда человек
16 старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность — наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребёнка, элементарной формой проявления которых являются любопытство и любознательность [10,222].
Особенности мышления.
Так же рассмотрению подлежат и особенности мышления - это процесс познания человеком действительности с помощью анализа, синтеза и суждения. Выделяют три вида мышления: • наглядно - действенное (познание с помощью манипулирования предметами - игрушками); • наглядно - образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); • словесно - логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Наглядно - действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 4-5 лет. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и наглядно - образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести годам начинается более интенсивное формирования словесно - логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Начинать развитие логического мышления следует в 5-7 лет, когда
17 ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне приёмами логического мышления.

Особенности памяти.
Роль памяти в развитии ребёнка велика. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Обычно запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью. В зависимости от цели деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляется непосредственно в деятельности и не зависит от воли и сознания. Произвольная память - это деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал, связанная с использованием особых приёмов и способов запоминания. В зависимости от особенностей материала, различают также память образную и словесно- логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов: цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.д. Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли. Считается, что 5-ый год жизни в среднем начало периода более или менее удовлетворительного запоминания, к 6 годам жизни у ребёнка развивается произвольная память. У ребёнка 5-7лет можно и нужно развивать все виды памяти: образную и словесно - логическую, кратковременную, долговременную и оперативную.

Особенности воображения.
Воображение - это процесс построения образа продукта деятельности с его возникновения, а также создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
18 Различают пассивное и активное воображение. Пассивным воображение называют, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Активное воображение направлено на решения определённых задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воображение репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное воображение - создает образы, соответствующие описанию. Продуктивное воображение - предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Продуктивное воображение является неотъемным элементом творческой деятельности. В жизни ребёнка воображение играет важную роль, с его помощью он познаёт окружающий мир и самого себя [17,75].

Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сровняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Образ жизни школьника занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым» и реально осуществлять его функции [14,101]. Исследования психологов показали, что возраст шести семи лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Творчество ребенка в игре, творческое отношение к определенным задачам и может быть одним из показателей становления личности [19,18]. Нельзя недооценивать эту особенность развития психики, нельзя не считаться с ребенком, с его интересами, потребностями, наоборот
19 необходимо поощрять и развивать творческие способности. Учителю особенно важно знать и учитывать, что правильная оценка и самооценка для шести семилетнего ребенка невозможна без авторитетной корректировки взрослого. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают определенный опыт, представлений. Наличие опыта, представлений способствуют у детей возникновению желания познания. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов могут побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнения обязанностей, налагаемых на него школой [21, 34]. Часть детей ссылается на внешние аксессуары. «Мне купят красивую форму», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе учится мой друг…». Это, однако, не означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации. Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие любознательности, умственной активности, непосредственно связанных выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка, как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющие позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка
20 познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками [13,167]. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно – игрового, индивидуально непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно – учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

1.3. Содержание работы педагога по подготовке ребёнка к школе.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению. Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких- либо решений, активного речевого общения с другими детьми.
21 Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бес полноценным, как раньше. При "низком" уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий. Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. [20,17] Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать. Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на "Программу воспитания в детском саду" [1,40]. Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его,
22 не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат. Упражнения, предложенные в рекомендательной форме, могут быть использованы как воспитателями (на занятиях), так и родителями в домашних условиях. Задача внедрения рекомендаций: – вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей.

1.4. Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации к школе.
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называют адаптированным.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [4,52].

Адаптированный ребенок- это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Цель психолого-педагогических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде. То есть, для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологом необходимо: выявить психологические особенности ребенка, настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.[18,136] Остановимся на основных этапах работы с детьми в период адаптации. Первый этап – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов. Второй этап – первичная адаптация детей в школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится во внеурочное время. Основной формой работы являются различные игры. 5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 6. Аналитич

Теги: Suzdaleva 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!