Конспект занятия педагога-психолога с детьми начальных классов «Добрые пожелания»
Конспект занятия педагога-психолога с детьми начальных классов
«Добрые пожелания»
«Добрые следы человека на Земле»
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни -
от человека.
М.Пришвин.
Актуальность выбора темы
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряжённости и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживается сегодня у детей разного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить у детей.
Поддерживая стремления детей к творчеству, занятие поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, занятие позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Занятие «Добрые пожелания» предоставляет возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель:
- воспитание гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи:
- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи,
- развивать речь, внимание, память,
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова,
-закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»,
- обратить внимание детей на то, как добрые поступки помогают преодолеть трудности.
Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», «доброте».
Материалы и оборудование:
-клубочек ниток,
-разноцветные лепестки цветочков,
-карточки к игре «Доскажи слова»,
-карточки со словами пословицы,
-карточки к заданию «Обведи пунктирные линии»,
- сундучок с половинками сердечек, на которых написаны добрые пожелания.
Ход занятия.
Дети проходят в зал, их встречает психолог.
Психолог: - Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты!
Психолог: Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга.
Задание: Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.
- Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь..
- Ваня я очень рада тебя видеть…
-Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…
Психолог: Вот, ребята, мы с вами и поздоровались. Посмотрите ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)
- Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?
-Да, конечно… .
Психолог: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» - сердечки с пожеланиями. Я хотела эти сердечки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Ребята, одной мне не справиться, вы поможете мне?
Дети: Да, конечно, поможем!
Психолог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.
Звучит музыка: шум ветра.
Психолог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.
Игра «Соберите цветочки» - дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.
Психолог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.
Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.
Психолог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.
Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за руки. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!
Игра «Клеевой дождь» - дети, держа друг друга за руки, двигаются по залу, стараясь обойти препятствия – цветы.
Психолог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до леса. А лес волшебный и поэтому мы с вами отклеились друг от друга.
И в этом волшебном лесу, давайте на время превратимся в деревья.
Психогимнастика: «Деревья»
В поле дерево стоит. (Поднимают руки над головой)
Ветер ветви шевелит. (Покачивают руками)
Весной набухнут почки. (Сжимают пальцы в кулаки)
Раскроются листочки. (Разжимают кулачки, шевелят пальцами)
Чтоб деревья подрастали,
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны (Опускают руки, разводят пальцы в стороны)
Корни дереву важны (Поднимаются, распрямляются) .
Психолог: Хорошо. Отдохнули. Ребята присядьте, пожалуйста, за столы. Смотрите на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее Задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…
Игра «Доскажи слово» - психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.
- Растает даже ледяная глыба. От слова теплого – спасибо.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит – добрый день.
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.
- Во всех странах на прощание говорят все – до свидания.
Психолог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!
Смотрите, ребята, а здесь еще какие-то листочки лежат. Давайте соберем их. Ой, а на этих листочках что-то написано. Посмотрите повнимательнее, подумайте, может, у нас получится собрать какую-нибудь фразу.
Задание: Ребята расставьте карточки в нужном порядке и прочитайте получившуюся пословицу (если есть затруднения, психолог помогает детям правильно расставить карточки и прочитать) :
- Добрые слова дороже богатств.
- Тёплое слово и в мороз согревает.
Психолог: Молодцы! А какие еще пословицы о добре, добрых делах и поступках вы знаете?
Дети называют пословицы:
- Плохо тому, кто добра не творит никому.
- Тёплое слово и в мороз согревает.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Добрые дела и после смерти живут.
- На добрый привет — добрый и ответ.
Психолог: Хорошо, молодцы, много пословиц знаете! А сейчас давайте выполним еще одно задание:
Психолог: ребята нам надо выполнить еще одно задание.
У каждого из вас есть листочек с картинкой. На столе стоит коробка с разноцветными карандашами. Вы, сейчас спокойно, никого не обижая, выберете каждый себе по одному карандашу(фломастеру) и начнете обводить картинки.
Задание: «Обведи пунктирными линиями» - дети соединяют пунктирные линии, у них получается какой-то рисунок.
Психолог: Давайте посмотрим на наши рисунки, полюбуемся ими. Что же у вас получилось?
Дети: солнышко, цветочек, грибочек, птичка и т. д.
(Психолог размещает рисунки детей на доске)
Психолог: Как красиво! От таких веселых, разноцветных рисунков и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?
Дети: Веселое… хорошее…
Звучит спокойная музыка.
Психолог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.
(Дети, сидя на стульчиках, закрывают глаза, в это время, психолог незаметно выставляет на стол сундучок.)
Психолог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем! (Открываем сундучок)
- А в нем как раз и те сердечки, которые мы с вами искали. Давайте соберем целые сердечки, объединяя их по цвету. (Дети выполняют задание.)
- Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные, каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.
Психолог читает пожелания и раздает детям сердечки.
Желаю вам:
- Добра и улыбок!
- Радости и удач!
- Веселья и успехов!
- Верных друзей!
- Хорошего настроения!
- Счастья и тепла!
Дети благодарят психолога.
Психолог: Наше занятие подходит к концу.
До свидания! До новых встреч!
Растает даже ледяная глыба. От слова теплого – спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит – добрый день.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.
Дети вежливые и развитые, говорят при встрече – здравствуйте.
Во всех странах на прощание говорят все – до свидания.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого – спасибо.
Зазеленеет старый пень, огда услышит – добрый день.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.
Дети вежливые и развитые, говорят при встрече – здравствуйте.
Во всех странах на прощание говорят все – до свидания.
Добрые слова дороже богатств.
Тёплое слово и в мороз согревает.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Тёплое слово и в мороз согревает.
Доброе дело без награды не остаётся.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые дела и после смерти живут.
На добрый привет — добрый и ответ.
Станьте первым!