Конспект занятия по курсу "Азбука нравственности" в 4 классе "Подарки к торжествам и праздникам"

Методическая копилка 21 октября 2016 г., 5:44

Конспект занятия по курсу «Азбука нравственности» в 4 классе.

Учитель: Хлучина Марина Юрьевна.


Тема: «Подарки к торжествам и праздникам»

Цель: формирование этической культуры школьников, воспитание дружеских чувств, вежливости, чуткости, такта.

Задачи: учить детей правильно выбирать, вручать и принимать подарки.

Литература:

1. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. ∕ Под ред. Э. П. Козлова.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Зачем люди дарят друг другу подарки?

- Что вам больше нравится – дарить подарки или получать их?

- Знаете ли вы, как правильно выбрать подарок?


II. Постановка цели урока.

- Подарки к различным праздникам, памятным датам и юбилеям – один из самых популярных и распространённых способов проявить внимание. Не думайте, что сделать подарок так уж просто. Выбрать подходящий подарок, чтобы он понравился тому, кому он предназначен, - вот первая проблема. Затем – как его вручить. И наконец – как самому принимать подарки. Вопросов много. Сегодня мы все вместе попробуем найти на них ответы.


III. Каким должен быть подарок?


1. Анализ ситуации.

- Подарок должен доставить человеку удовольствие, принести ему радость. Для этого он должен быть практичным, то есть иметь определённое назначение. Зачем дарить бесполезные вещи? Попробуйте определить, какие из этих подарков, сделанных ребятами своим родным, можно назвать неподходящими и почему?

папа подушечка для иголок

бабушка велосипедный звонок

мама набор линеек для геометрии

пятилетняя сестрёнка вязальные спицы

Вывод.

- Дарить людям нужно то, что им хотелось бы иметь или то, что им будет приятно!


2. Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, можно ли дарить домашних животных?

(Можно подарить какому-нибудь человеку канарейку, попугая, золотую рыбку, даже ужа, но только при условии, что этот человек когда-нибудь чётко выражал желание иметь у себя подобное живое существо.)

- Почему не нужно делать дорогие подарки?

(Подарок должен быть простым и недорогим, иначе он вызовет смущение и неловкость. Едва ли кому-нибудь доставит удовольствие мысль, что полученная им вещь приобретена ценой лишений, что на её покупку ушли все сбережения товарища, или что его родители пошли на большие расходы. Получая дорогой подарок, человек чувствует себя обязанным. Так что слишком дорогой подарок свидетельствует скорее об отсутствии такта и деликатности, чем о широте и щедрости.)


Работа со словарём.

Деликатность – положительное нравственное качество личности, заключающееся в умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них моментов (тем, интонаций и т. д.)


3. Анализ ситуации.

- Как вы думаете, о чём говорят вот такие рассуждения ?

«Отнесу цветы соседке – у неё в саду растёт такая чудесная вишня! Её наверняка растрогает моё внимание, и она разрешит мне нарвать ягод».

«Свяжу бабушке шарфик. Всё равно мне эту шерсть некуда девать. А потом при случае напомню, что мне очень пригодились бы новые коньки».

(В обоих этих случаях подарок делался не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие, единственной целью была собственная выгода, корысть.)

Вывод:

- Подарок должен быть бескорыстным. Это непременное условие. Только тогда он будет принят с удовольствием и принесёт радость.


Работа со словарём.

Корысть – личная выгода, материальная польза.

Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.


4. Игра «Выбери ответ».

Я подарю другу:

  • то, что хотел бы получить сам;
  • то, что могу сделать сам;
  • дорогую игрушку из магазина;
  • то, что доставит ему радость.


5. Ролевая игра «Вручаем подарок».

- Итак, подарок мы выбрали. Теперь нужно его вручить. Как это правильно сделать? Какие слова при этом нужно говорить?

Дети парами разыгрывают сцену вручения подарков в разных ситуациях: маме, другу, младшему брату или сестрёнке. Затем коллективно обсуждается, что было сделано правильно, а что нуждается в исправлении.

Вывод.

- Вручают подарок стоя, в гостевой комнате, а не в прихожей, с улыбками и добрыми пожеланиями.


IV. Как принимать подарки?


1. Беседа по вопросам.

- Жизнь устроена так, что люди часто меняются ролями. Однажды каждый из вас сам окажется героем дня, принимающим поздравления и подарки. Как нужно себя вести? Давайте обсудим разные ситуации.

- Вы получили подарок. Что нужно сказать?

(Поблагодарить, выразить свою благодарность словами.)

- Обычно подарок упаковывают в специальную бумагу. Нужно ли сразу развернуть его или лучше отложить в сторону?

(Нужно сразу же, в присутствии дарителя, развернуть подарок и выразить свою радость и удовольствие.)

- Как быть, если тебе дарят уже третью за сегодняшний день авторучку, или книжку, которую ты много раз читал, или шарфик, который не подходит тебе по цвету?

(Нельзя показывать своё разочарование, делать недовольное лицо. Ведь человек, сделавший подарок, хотел доставить удовольствие. Нужно обязательно поблагодарить и ни в коем случае не высказывать вслух свои мысли.)

- А если вы получили в подарок конфеты, шоколад, фрукты?

(Не нужно прятать эти лакомства, чтобы потом спокойно и в одиночестве их съесть. Непременно угостите всех присутствующих.)

- Очень часто подарком бывают цветы. Что делать с ними?

(Нужно сразу же поставить их в воду.)


2. Ролевая игра «Я принимаю подарок».

- Подберите слова благодарности, если вам подарили:

  • словарь иностранных слов;
  • компьютерную игру;
  • домашние тапочки;
  • два одинаковых подарка.


3. Работа с пословицей.

- Как вы понимаете смысл русской пословицы «Не дорог подарок, дорога любовь?


V. Закрепление изученного. Работа в парах.


Работа по тетради «Азбука нравственности в картинках».

- Прочитайте вопросы на странице 39.

  1. Какие подарки вы любите получать?
  2. Почему говорят, что важно не то, что вам подарили, а то, кто вам сделал подарок?
  3. Можно ли делать подарки, сделанные своими руками?
  4. Можно ли дарить, стихи, песни или специально подготовленные сценки?
  5. Почему нежелательно дарить дорогие подарки?


- Ответы на эти вопросы обсудите с соседом по парте.


После обсуждения в парах делается коллективный вывод.

- Мы все любим получать нужные и приятные подарки. Но важнее не сам подарок, а то что человек, сделавший его, проявил внимание и уважение, хотел доставить радость. Конечно, можно дарить подарки, сделанные своими руками – открытки, сувениры, полезные вещи, которые можно смастерить, проявив фантазию и умение. Стихи, песни и сценки тоже могут быть приятным подарком. Дорогие подарки ставят в неловкое положение того, кому их дарят.


VI. Подведение итогов урока.


- Чему было посвящено наше занятие?

- Какие вопросы мы обсуждали?

- Что нового и интересного вы узнали о выборе подарка?

- Какие правила вручение подарков вы узнали?

- А как нужно принимать подарок?

- Есть ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответы?


VII. Домашнее задание.

Составить рассказ «Подарок для моей мамы», при желании сопроводив его иллюстрациями.

Теги: Hlushina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!