Методические рекомендации для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
Методические рекомендации для учащихся,
занимающихся исследовательской
деятельностью. Автор-разработчик:
Зырянова М.Н., учитель первой квалификационной
категории. – Павловск. – 2015. – 20 с.
Рекомендации предназначены для учащихся
7-11 классов и нацелены на оказание
организационной и содержательной помощи
в планировании и осуществлении
исследовательской работы в рамках
самостоятельной внеаудиторной
деятельности.
В брошюре подробно рассмотрены этапы исследовательской работы, виды и методы исследования, порядок оформления результатов исследования, указаны примерные критерии оценки исследовательских работ.
Введение
Этимология слова «исследование» - извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Таким образом, в значении слова заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. те основные навыки, которые необходимы исследователю. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
Данные методические рекомендации помогут тебе правильно организовать исследовательскую деятельность, цель которой – получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства, в выбранной тобой профессии.
Занятие исследовательской деятельностью позволит тебе добиться следующих результатов:
- сформировать умения и навыки проведения исследований, склонности к научно-исследовательской деятельности;
- закрепить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
- способствовать развитию самостоятельности, творческому мышлению, использованию умения как в профессиональной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях;
- способствовать дальнейшей профессиональной и социальной адаптации.
Содержание
I Требования, предъявляемые к исследовательской работе 5
II Виды учебно-исследовательской деятельности 7
III Методы исследовательской деятельности 8
IV Основные этапы, характерные для исследования 11
2. Ознакомление с литературой по данной проблематике 13
3. Овладение методикой исследования 13
4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение 15
5. Оформление папки документов 15
V Структура и содержание исследовательской работы 16
VI Требования к оформлению исследовательской работы (реферата) 18
VII Критерии оценки и защиты исследовательской работы 19
Требования, предъявляемые
к исследовательской работе
- Содержание материала, на основе которого выполняется исследовательская работа, должно выходить за рамки содержания общепрофессиональной образовательной программы (ОПОП).
- Работа должна носить исследовательский характер, что предполагает:
- формулировка цели исследования,
- выдвижение гипотезы,
- определение задач исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Работа должна быть направлена на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства, объяснять и предсказывать факты и явления, давать ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы; обнаруживать противоречия, имеющие место в практике.
- Содержать описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлять собственные данные, полученные при исследовании.
- Демонстрировать глубину знания твою, как автора (группы авторов), в избранной области исследования.
- Анализ литературы по теме работы призван показать умение выделять существенное, четко и ясно излагать суть проблемы и формулировать собственную точку зрения.
- Демонстрировать наличие теоретических (практических) твоих достижений по данной теме исследования.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной.
- Помимо указанных выше, исследовательская работа должна отвечать следующим требованиям:
- целостность и грамотное структурирование;
- достоверность и доказательность;
- понятность, точность и правильность всех формулировок;
- четкое и яркое представление результатов исследования;
- соответствие оформления принятым единым требованиям;
- наличие необходимых приложений (рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и т.п.);
- наличие рецензии руководителя.
II
Виды учебно-исследовательской
деятельности
Виды учебно-исследовательской
деятельности
- проблемно-реферативный,
- аналитико-систематизирующий,
- диагностико-прогностический,
- изобретательско-рационализаторский,
- экспериментально-исследовательский.
Рассмотрим каждый вид деятельности подробней.
Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений.
Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляется научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования).
Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование уже имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов.
Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.
III
Методы исследовательской деятельности
Методы исследовательской деятельности
• наблюдение,
• экспериментирование,
• анкетирование и интервью,
• беседа,
• математическая обработка данных,
• анализ информационных источников,
• использование коммуникативных умений.
Рассмотрим каждый метод исследования подробней.
Наблюдение – это общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях (Большая Советская Энциклопедия).
Методика проведения наблюдений выглядит так: нужно обнаружить изменение, произошедшее с объектом наблюдения, и записать в рабочую тетрадь или дневник.
Чтобы результаты наблюдения были точными, обычно их проводят несколько раз. Сведения, полученные от других наблюдателей, записываются в дневник с пометкой, от кого и когда получены сведения. Все данные должны быть точными!
Экспериментирование. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) – это метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности. Отличается от наблюдения тем, что в основе эксперимента есть теория, определяющая постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом (Большая Советская Энциклопедия).
Анкетирование и интервью. Любое интервью можно рассматривать так же, как возможность задать интересующие тебя вопросы специалистам той области, по которой ты выполняешь своё исследование. Твои вопросы покажут твою заинтересованность, увлеченность и осведомленность.
Заранее продумай вопросы, которые ты задашь. Вопросы формулируй четко и ясно, чтобы на них можно было получить предельно ясный ответ.
Беседа. Вопросно-ответная и любая другая беседа проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью. Во время беседы фиксируется всё: форма ответа, отношение к беседе, поведение собеседника, полнота ответа на поставленный вопрос и т.д.
Математическая обработка данных. Этот метод помогает объективно увидеть проблему, результаты исследования, сделать сравнительный анализ полученных данных. Сначала все данные записываются в тетрадь, затем необходимо определить, как лучше представить результаты, а только затем строятся графики, диаграммы, таблицы.
Анализ информационных источников.
Суть метода сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников: библиотечный материал, интернет-ресурсы, интервью, беседы, анкетирование. Например, изучая ландшафтный дизайн, исследователь получает информацию от цветоводов, почвоведов, экологов, биологов, коммунального хозяйства и т.д. Собранная информация позволяет объективно изучить материал исследования.
Использование коммуникативных
умений. Рекомендации по созданию учебно-образовательных презентаций Microsoft PowerPoint. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями. Презентации, сопровождающие научные доклады всех уровней должны быть максимально простыми. Первый слайд (титульный) содержит информацию о теме исследования, авторе и его научном руководителе. Второй слайд содержит сокращенные формулировки цели и основных задач работы. Затем следуют слайды с графической и табличной информацией по результатам исследования. Затем слайд (слайды) с выводами, которые лучше не зачитывать (пусть слушатели читают со слайда). Можно поблагодарить за внимание. Завершает презентацию точная копия титульного слайда. На фоне этого слайда докладчик отвечает на вопросы. Фотографии, графики, таблицы на слайдах оформляются в соответствии с принятыми в научных публикациях нормами и последовательно нумеруются.
IV Основные этапы,
характерные для исследования
Ты
спросишь: «Как готовиться к проведению
исследования?». Запомни, последовательность
действий такова
- Постановка проблемы.
- Ознакомление с литературой по данной проблематике, систематизация материала.
- Овладение методикой исследования.
- Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
- Оформление папки документов, в которой отражена логика работы над исследованием и материалы представлены более полно и доказательно.
- Презентационный этап.
1. Постановка проблемы
- Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса. Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.
- Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: «Какова роль пестицидов в природе и жизни человека?»
- Определяется объектная область, объект и предмет исследования. Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.), например, объект исследования – химия, предмет исследования – пестициды.
- Формулируемая цель исследования – это то, что в
самом общем виде должно быть достигнуто в итоге
проведения исследования. Например, выяснить
пользу и вред пестицидов для жизнедеятельности
человека и окружающей среды.
Выдвигается научная гипотеза – развернутое
предположение о том, в чем сущность явления и как
оно протекает. В гипотезе выражается система мер
по реализации идеи исследования, т.к. истинное
значение предположения не очевидно, его надо
доказать. Гипотеза формулируется по типу:
«Если …, то …» или «Чем .., тем …». Например:
«Если знать меры предосторожности работы
с пестицидами, то можно уберечь своё здоровье».
- Ясно сформулировать цель исследования и его задачи. Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.
Цель – это идеальное видение результата. Задачи исследования – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Их обычно 1-4. Например: 1- провести научный анализ состояния в теории и практике проблемы; 2- разработать методику; 3- обосновать и опытным путем проверить.
- Планируются методы и средства исследования – определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
2. Ознакомление с литературой по данной проблематике
Необходимо изучить то, что имеется в науке по этой проблеме (основные идеи науки, основные правила научных исследований и т.д.). для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, наметить, на что обратить внимание в первую очередь. Литературу анализировать по следующим параметрам:
- как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;
- какие определения давали объекту исследования, какие признаки считали существенными и т.д.;
- мнения разных ученых по данной проблеме;
- каково место данной проблемы в общей системе науки, например, в теории, в практике;
- при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;
- каковы внутренние движущие силы изучаемого процесса или явления, какова динамика их развития.
Анализ заканчивается общими выводами ученых, эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценить все, что сделано, определить свою точку зрения. Но критический анализ имеющейся литературы все же должен опираться на анализ логический, структурный, фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать. «Нельзя критиковать других на той плоскости, на которой сам не можешь стать перпендикулярно» (Козьма Прутков).
Суть критического анализа литературы по проблеме: установление истины, разоблачение заблуждений, недоработок, подтверждение результатов исследования, определение задач исследования.
3. Овладение методикой
исследования
- Определяются сроки и база исследования.
- Составляется план экспериментальной работы:
1). Возможно полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным. Постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;
2). Выдвижение гипотез; использование информации для построения доказательства гипотезы;
3). Генерирование новых идей, сбор, классификация и обработка полученных данных, и формулировка результатов.
- Проведение эксперимента и анализ полученных данных согласно выбранной методике (методик).
- Корректировка и повторное проведение эксперимента.
- Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
4.
Сбор собственного материала, его анализ
и обобщение
- Обработка и анализ результатов исследования.
- Оформление теоретического материала по проблеме.
5.
Оформление папки документов
- Оформление работы согласно «Требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению исследовательской работы».
- Создание мультимедийной презентации.
- Составление тезисов выступления.
- Написание рецензии преподавателем.
6.
Презентационный этап
Это этап популяризации результатов твоего исследования перед аудиторией слушателей. Действуй и у тебя всё получится!
Прослушивание твоей работы является составной частью подготовки к выступлению на ученической научно-практической конференции.
Предварительное прослушивание проходит перед аудиторией:
- учащихся (в своей группе и (или) в другой),
- педагогов (на совещании или на заседании методической комиссии педагогов).
Процедура защиты исследовательской работы представляет собой:
- краткое выступление автора (до 10 минут);
- ответы на вопросы;
- свободную дискуссию по теме исследования.
V Структура и содержание исследовательской работы
5.1. Включает в себя следующие основные элементы:
- Титульный лист;
- Введение;
- Основную часть;
- Заключение;
- Список использованной литературы;
- Приложения.
5.1. 1. Титульный лист работы содержит: название органа управления образовательным учреждением, наименование образовательного учреждения, формулировку темы работы, основные сведения об авторе (тебе) и руководителе работы, название города и год издания.
5.1.2. В оглавлении указываются номера страниц, с которых начинается каждая часть исследовательской работы, начиная с введения.
5.1.3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием разработки той или иной проблемы. Здесь описываются границы исследования (предмет, объект, хронологические или географические рамки). Во введении должен быть представлен аппарат исследования: цели, задачи, проблемы исследования, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат. Объем введения не должен превышать двух страниц машинописного текста.
5.1.4. В разделе «Основная часть» в логической последовательности излагается материал по теме работы, в котором должна быть раскрыта история вопроса (проблемы), анализ научных фактов (гипотез), собственных гипотез и оценка их автором работы. В случае если работа опирается на эксперимент, ты должен описать проведенные экспериментальные исследования с необходимыми рисунками, таблицами, схемами и т.п. Таким образом, в теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента. «Основную часть» работы целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц). Объем данного раздела не должен превышать 10-12 страниц.
5.1.5. Заключение (выводы) – неотъемлемая часть исследовательской работы. В этом разделе автор подводит итог, формулирует основные выводы по результатам исследования и степень достижения цели и решением задач работы, обозначает перспективы. Выводы должны быть краткими и точными. Помимо общих выводов о работе, ответь на вопросы: что я узнал, выполняя работу? Какая часть работы вызвала наибольший интерес, трудности? Почему? Объем – не более 1-2 страниц.
5.1.6. Работа завершается списком используемой литературы. В списке приводятся те литературные источники (книги, журнальные статьи, справочники и т.п.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ходе работы над исследованием. Интернет-ресурсы располагают отдельно от печатных источников.
Литературные источники следует располагать по алфавиту (по фамилии автора) в следующем порядке:
- Законодательные документы, энциклопедии, справочники;
- Книги по теме исследования (автор, полное название, издательство, год издания);
- Газетно-журнальные статьи (автор, название статьи, название журнала, год издания, номер);
Интернет-ресурсы нумеруют отдельно, указывая активную гиперссылку сайта, либо адресную строку, на которой находится интересующий материал.
5.1.7. Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии и т.п.), которые необходимы тебе для иллюстрации (доказательства) своих исследований и которые не вошли в текст работы. Объем приложения – не более 10 страниц.
VI
Требования к оформлению исследовательской
работы (реферата)
Работа оформляется на печатной бумаге
формата А-4, шрифтом 14 (Times
New Roman)на
одной стороне листа.
При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Все разделы (оглавление, основная часть (подразделы основной части), заключение, список литературы, каждое приложение) начинается с новой страницы.
Рекомендуется все заголовки выполнять одинаковым шрифтом; точка в конце заголовка не ставится.
Страницы в исследовательской работе считаются с титульного листа, нумеруются – со второго.
Завершенная печатная работа сшивается брошюратором, степлером, скоросшивателем.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая список литературы, не должен превышать 15 страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
VII
Критерии оценки и защиты исследовательской
работы
- работа состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложения;
- актуальность исследования; отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме;
- конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов;
- качество оформления исследовательской работы (стиль, язык, грамотность, аккуратность, соответствие единым требованиям в оформлении);
- грамотное использование источников, наличие ссылок на авторов других работ, интернет-ресурсы, корректность цитирования;
- логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы;
- качество оформления иллюстративного материала (электронной версии и презентации) к выступлению;
- способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие обоснованных выводов;
- степень самостоятельности и организованности автора в выполнении исследовательской работы.
VIII Рекомендации по защите исследовательской работы
Чтобы получить максимальное удовлетворение во время защиты, советую:
- соблюдать структуру выступления;
- продемонстрировать глубину и широту знаний по теме;
- соблюдать регламент;
- уметь завоевать внимание аудитории;
- быть уверенным, убедительным;
- отвечать на вопросы аргументировано, конкретно.
- безошибочно владеть и использовать иллюстративный материал (мультимедийную презентацию);
- будь естественным, у тебя всё получится!
Желаю успеха!
IX
Литература
- Положение об исследовательской деятельности учащихся КГБОУ НПО «Профессиональное училище №17». Рубцовск, 2011.
- Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению исследовательской работы. Рубцовск, 2011.
- Браун В. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985.
- Герасимов И.Г. Научное исследование. – М., 1972.
- Приходько П.Т. Тропою науки. Советы молодому исследователю. – М., 1969.
Станьте первым!