Приёмы технологии методики здоровьесбережения на разных ступенях обучения

Методическая копилка 29 июля 2016 г., 5:01

Здоровье подростков всё больше вызывает тревогу не только у родителей и врачей, но и у педагогов. Апатия, отсутствие интереса к предмету, к внеклассным мероприятиям, быстрая утомляемость, рассеянность – это далеко не полный, к сожалению, перечень признаков эмоционального состояния большинства современных школьников. Почему так происходит? Оказывается, причина этого достаточно определённа: индивидуальные особенности ребёнка, к которым прибавлен набор, так называемых, различных “школьных заболеваний”. Именно поэтому в современной образовательной программе одно из ведущих мест занимает здоровьесбережение, а забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива. [3]

Данное направление возникло не на пустом месте. Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что сидение за столом со склоненной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, что приводит к заболеваниям сердца. Неправильная поза сидения приводит к близорукости. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”. [1] Кроме этого, поток научной информации, который обрушивается на детей, напряжённый ритм учебного процесса, неумение учащихся организовать свою деятельность, неполное усвоение учебного материала могут привести к стрессу. Формы проявления стресса могут быть разными: от вспышки гнева, выкриков на уроке до выражения полной апатии, когда ребёнок отказывается что-либо делать. Здоровьесберегающие технологии направлены, на мой взгляд, не только на сохранение здоровья вообще, но и на своевременное предупреждение подобных эксцессов.

Большое внимание технологии здоровьесбережения уделяется в начальной школе. Это связано с тем, что именно в этот период активно формируются поведенческие навыки детей: самоконтроль, умение вести себя в обществе сверстников, умение отвечать за свои поступки и т.д. Проведенные исследования В. Ф. Базарного показали, что физическое развитие и состояние здоровья детей находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. Поэтому на уроках дети могут вместо традиционной моторно- закрепощенной сидячей позы постоять за конторкой, т.е. придать телу вертикальную установку. Это даёт возможность легко и свободно перейти от напряженного узкоформатного близорукого книжного обучения к технологии передачи информации в режимах информативного пространства, зрительных горизонтов, подвижного дидактического материала.[1] Другими словами, ученик может увидеть всё, что находится в классе и предназначено для конкретного урока. Кроме того, возвращается практика импульсно- нажимного письма, т.е. письмо перьевой ручкой.

Одна из задач, стоящих перед педагогами среднего и старшего звена, заключается в том, чтобы продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий в старшей школе.

Урок русского языка – один из самых сложных предметов и по уровню получаемой информации, и по количеству времени, отведённого на отработку практических навыков. Другими словами, ученику приходится много писать. Поэтому, я считаю, в начале урока будет целесообразно провести небольшой аутотренинг, настраивающий учащихся на продуктивность урока, на работоспособность. Приём медитации даёт ребёнку установку на положительное восприятие информации.

Практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации утверждается: человек, наиболее эффективно думает (воспроизводит образы мира по памяти) только тогда, когда движется, и движется тогда, когда думает. Следовательно, психический процесс осуществляется не только корой головного мозга, но и всем мышечным тонусом, всей моторной телесностью. Поэтому одним из самых распространённых приёмов здоровьесбережения на уроках являются физкультминутки. Разные по своему содержанию и форме, они направлены на смену вида деятельности учащихся: от малоподвижного сидячего к подвижному (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).[2]

В начальной школе широко практикуются подвижные физкультминутки. Детям разрешается передвигаться по классу, менять рабочее место (заниматься поочерёдно за рабочим столом и столами- конторками).

В среднем звене в силу психологических особенностей подростка проводить подобные упражнения учителю достаточно сложно: класс долго не может успокоиться, выбивается из рабочего ритма…. Поэтому в качестве приёмов здоровьесбережения можно использовать элементы самого урока. Например, в 5-м классе при изучении темы «Имя существительное» разминку можно построить так: - Оглянитесь вокруг, какие предметы окружают нас? Посмотрите, что находится справа от нас? Слева? Сверху?

В 6-м классе при изучении темы «Наклонение глагола» предлагаем детям выполнить следующие задания: «Поднимите правое плечо, левое. Встаньте, выйдите из-за парт, наклонитесь, улыбнитесь, сядьте» и ответить на вопрос: «В форме какого наклонения употреблены названные глаголы?»

Важную роль в сохранении внимания на уроке играет зрительная работа. Поэтому зрение необходимо укреплять любыми доступными методами. В качестве тренажёра можно выбрать любой предмет, например, обычную школьную доску. Задание-упражнение: «Начиная с верхнего угла доски, зрительно обведите её по периметру в одну сторону и в другую. Вернувшись в исходную точку, проведите глазами диагонали. Попробуйте прочитать мелко написанное слово в центре доски, медленно фокусируя на нём своё внимание».

Сберечь здоровье можно и нужно не только физическое, но и духовное. Урок русского языка – лучшее время для выполнения упражнений- самоустановок. Например, в 6-м классе при изучении всё той же темы «Наклонение глагола» можно предложить составить текст рекламного плаката, предупреждающего о вреде курения. В 5-м классе при изучении темы «Диалог» - составить диалог о пользе здорового питания. Отрабатывая навык написания сочинения-рассуждения, рассказать о необходимости реализации программы «Школьное молоко».

Тексты, предлагаемые для анализа в старших классах, также должны иметь здоровьесберегающую направленность: о здоровом образе жизни и правильном питании, губительном влиянии на здоровье и личность человека наркотиков, табака, алкоголя.

Необходимо помнить, что преемственность в формировании здорового образа жизни на разных ступенях обучения поможет поддержать необходимый для плодотворной работы микроклимат в классе и сохранить здоровье учащихся.

Список литературы

  1. Базарный, В.Ф. Синдром «низко склоненной головы» в генезисе специфического конституционального «профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике //Бюллетень СО АМН СССР. – 1986. - №4.
  2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа. Формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм. – 2002.
  3. Смирнов, Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». –М.: Аркти, 2003.

Теги: Vyskrebentseva 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!