Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации компетентностного подхода в обучении
ПРИМЕНЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Отдайте человеку – человеческое, а
вычислительной машине – машинное.
В этом должна, по-видимому, заклю-
чаться разумная линия поведения при
организации совместных действий людей
и машин.
Н. Винер
Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений, и готовности к выполнению трудовых функций.
В современном мире важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым действовать в ситуациях неопределенности.
Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование компетенций.
Изучение «Анатомии и физиологии человека» на доклиническом этапе обучения является средством развития готовности студента решать проблемы освоения профессиональных дисциплин с использованием принципов научного мышления. Основной результат современного обучения: осмысленный опыт деятельности, при этом оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях.
При внедрении компетентностного подхода значительную роль играет информатизация образования, как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных технологий.
В своем выступлении я хочу обобщить свой опыт по внедрению ИКТ в процессе преподавания анатомии и физиологии человека
Обеспечивая качество усвоения ФГОС «Анатомия и физиология человека», я уделяю внимание формированию ОК и ПК.
Для решения этой проблемы использую информационно-коммуникационные средства и аудио-видеотехнологии, представленные учебными видеофильмами, как частичную компенсацию недостатка учебной техники и наглядных пособий. Они обеспечивают ускорение усвоения знаний, поскольку снятые моменты, как бы проектируют максимальный контакт студентов с действительностью, в целом повышая роль наглядности. Использование видео позволяет объяснить физиологический процесс или явление в динамике его развития. Видеофильмы как информационно-учебные средства эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов. Использование видеофильмов на учебных занятиях реализуется в нескольких функциях: мотивационной, информационной, управляющей, воспитывающей.
Готовясь к занятию, я тщательно продумываю систему использования видео в структуре урока. Обращаю внимание студентов на основные элементы, поясняю трудные места, заранее даю вопросы-задания, на которые следует ответить после просмотра (не более 5-7). После просмотра выявляю уровень усвоения учебной информации в ходе фронтальной беседы в процессе изучения нового материала. Использование видеотехнологий несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Содержание дисциплины обеспечено учебными видеоматериалами на 98%.
В современных условиях важно использовать основанные на компьютерных технологиях методы рефлексии и формализации профессиональных знаний в целях обучения. Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации студентов, созданию актуального настроя на учение и могут являться мощным средством формирования ОК и ПК.
По данным современных исследований, в памяти остаётся , 3/4 части материала, если студент вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возможности обучения.
Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
Такой урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера.
Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы.
Акцент целей
- Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока.
- Развитие у студентов умения работать с профессионально-ориентированной информацией, формирование информационно-технологической и коммуникативной компетенции.
- Формирование личности человека «информационного общества».
- Формирование деятельностной компетенции (исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения).
- Предоставление студенту возможности использования дополнительного материала.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д., ибо студент получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Компьютер может влиять на мотивацию студентов, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.
Реализуя собственный методический подход, при изучении анатомии и физиологии человека использую информационно-коммуникационные средства, эффективно реализуя принцип наглядности. Визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, для лучшего осмысления студентами этапности их отработки. Собственно такая лекция сводится к комментированию подготовленных визуальных фрагментов. Эффективность применения информационно-коммуникационных средств зависит от этапа занятия. Использование в начале занятия (на пять минут) сокращает подготовительный период с трёх до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5 — 10 минут позже обычного. Использование информационно-коммуникационных средств в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание студентов практически в течение всего занятия. Эти положения обусловлены тем, что в процессе занятия у студентов периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия, внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Моей задачей является создание условий для систематизации студентами имеющихся материалов, усвоения ими новой информации, понимания причинно-следственных связей, выявления и решения проблемных ситуаций, выбора разных способов визуализации (фиксированные препараты, муляжи, планшеты, компьютерные презентации). Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение занятия, для студентов 30-40 минут.
Изучение нового материала происходит с использованием ноутбука, мультимедийного проектора, экрана. Созданы компьютерные презентации для 100% теоретических занятий. К созданию презентаций активно привлекаю студентов.
В качестве домашнего задания даю самостоятельно подготовить компьютерную презентацию. Иногда озадачиваю хорошо успевающим студентам, а затем такие презентации использую для работы со слабоуспевающими. Иногда даю задание слабоуспевающим студентам (которые хорошо разбираются в компьютере) для стимуляции активности и повышению интереса к моему предмету.
На практических занятиях студенты пользуются электронным атласом морфологии человека и мультимедийными презентациями по физиологии. Богатство содержательной поддержки делает такие занятия не только значительно более эффективными, но и более увлекательными.
В 2015 году проводила открытое обобщающее занятие «Процесс кровообращения».
Была подготовлена мультимедийная презентация. Студенты работали в временных учебных парах, им были предложены задания разной степени сложности (они оценивались по разному). Было проведено компьютерное тестирование и предложены ситуационные задачи.
На этапе самостоятельной работы студенты строго определенное время работали с компьютером, а затем обсуждали основополагающие вопросы. Комментировали ответы своих товарищей. По итогам занятия каждый получил соответствующую оценку.
Во время занятия моя функция заключалась в управлении познавательной деятельностью студентов, личном взаимодействии с ними и оценке уровня знаний и учебных умений.
В конце занятия были подведены итоги. Студенты показали высокий уровень результативности по итогам изучения раздела «Процесс кровообращения». Студентам занятие понравилось.
Использую информационно-коммуникационные средства во внеаудиторной деятельности.
В 2015 году на дне открытых дверей в филиале колледжа студенты второго курса участвовали в проведении открытого урока для школ города и района. «Поговорим о здоровье», где демонстрировали презентацию, сделанную собственными силами под моим руководством.
Таким образом внедрение информационно-коммуникационных средств в процесс преподавания анатомии и физиологии человека преследует цель: формирование общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное выполнение задач общества, в котором информация становится решающим фактором высокой эффективности труда.
Список литературы
- Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. АРКТИ, 2010.
- Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.У. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М. 2012.
- Колеченко А.П. Энциклопедия педагогических технологий. КАРО Санкт-Петербург 2010.
- Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. Минск 2011.
- Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. М. Академия 2014.
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования. Москва, 2015.
- Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. Ростов-на-Дону Феникс, 2012.
- Селевко Г.А. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. Москва 2015.
Станьте первым!