Проблема воспитания вдумчивого читателя

Методическая копилка 2 декабря 2016 г., 5:33

Злобина В.А

МКОУ «Хвощеватовская СОШ»,

Нижнедевицкий район.

Проблема воспитания вдумчивого читателя.

Без положительных эмоций, без чувства прекрасного нельзя выходить ребенку из школы и отправляться в жизненный путь.

Культурное наследие человечества - это не просто слова, это проявление творческого гения, как отдельного человека, так и нации в целом. Личность можно воспитать только на почве чувства национальной гордости. И чувство это должно возникнуть уже с начальных классов школы.

Основная роль в воспитании прекрасного в детские годы отводится литературе.

Всем давно известно: чтение художественной литературы - занятие непростое. Читая, мы переводим текст на язык собственных чувств и мыслей. Задача учителя литературы всегда заключалась в том, чтобы научить школьников искусству чтения, а теперь главное - воспитать читателя.

Вне всякого сомнения, литература дает нам духовную пищу, но она в настоящее время затерялась в новом информационном поле.

Ребята, конечно, читают! Но другую литературу. «Близкую» и «понятную» им, совсем не совпадающую со школьной программой

Все чувства выставляются напоказ. Для детского сознания это, разумеется, крайне интересно. Возникает вопрос: может ли литература в этих условиях быть конкурентоспособной? Такой, чтобы в сознании детей она стала храмом слова, входить в который нужно с чистой душой. Вот над чем сейчас работают словесники. Как связать неразрывными узами литературу и нравственность, ведь они могут существовать отдельно, независимо друг от друга.

В современной школе главное – обучение, а в обучении – успех и результат. Учится ребенок отлично, хорошо или удовлетворительно, а какой он читатель, и читает ли вообще? Школа мало интересуется степенью настойчивости, напряжения воли, умением бороться с препятствиями.

Русская литература признана во всем мире. На поступках ее героев воспитано не одно поколение. Теперь же по собственному желанию дети практически вовсе не читают классику. Наиболее популярны приключенческие и детективные жанры, где не нужно особенно размышлять, можно просто развлекаться. Вопрос «героев каких произведений вы считаете образцом духовности» многих застает врасплох, и дети не знают, что ответить. Подрастающее поколение лишилось веры в человека. Если ребенка с детства воспитывать на красоте и величии русского слова, вряд ли он в зрелом возрасте окажется плохим читателем и отодвинет книгу, чтобы оказаться ближе к телевизору, оказавшись в полутьме кинематографа.

Литература – личностный предмет и его успех зависит от пристрастий школьника и вкуса учителя. Глубокое проникновение или равнодушие, отзывчивость или глухота – это полюсы читательского «я».

Поэтому искусству чтения нужно учить: распознать в ребенке особый талант - читательский. Но ведь принуждать читать классику – значит издеваться над ней…

Должно же быть какое-то средство разрешения этой мучительной проблемы.

Любовь к чтению можно воспитать только чтением!

Настоящее творение искусства - это художественное открытие.

В этой формуле важны обе составляющие, так как литература не только живет человеческими слабостями, но и разделяет их. Без диалога с писателем невозможно воспитать вдумчивого читателя. А это становится возможным, когда школьники слышат подлинное чтение. Куда чаще оно просто механическое.

Современная школа под воздействием инновационных методик забывает о магии чтения. Именно оно способно заразить ребенка произведением, влюбить его в художника слова. Школьного формально – выразительного мало, чтобы сблизить писателя и ученика. Одно и то же произведение, прочитанное разными людьми,- это разные произведения. Искусство чтения не в актерском начале, а в свободной раскованности, в слиянии твоего «я» с «я» автора. Учитель должен читать без малейшего напряжения памяти, не читать, а произносить, исповедоваться, будто это им написанные строки.

Легко сказать, но проблему эту надо решать. Чтение необходимо начинать с того, чтобы ребенок слышал, понимал и чувствовал автора, как слышит учителя, с той лишь разницей, что услышать писателя намного труднее, потому что он говорит не только содержанием произведения, но и его художественной формой.

Автор и читатель – кажется в этой паре положение читателя проще, так как чужой текст понять легче, чем создать собственный. Мало, кто задумывался над тем, что понимание текста – процесс не- менее творческий, и в нем есть свои специфические трудности.

Главное для детей – научиться видеть через призму литературы серьезные проблемы жизни общества, а для словесников – научить о них думать, откликаться на них всей душой.

Наше время отмечено огромными успехами в познании. Как не радоваться этому? Но необходимо помнить, что мастерство и знания сами по себе не приведут учащихся к достойной и счастливой жизни. У общества есть все основания ставить художников слова выше, чем открывателей научных истин. Выйти из оцепенения в этом вопросе нам помогут исторически выработанные, лучшие черты русского национального характера – щедрость, душевность, широта натуры, жизнелюбие, духовность, творчество. Эти черты – благодатная почва нравственности, сокрытая в недрах художественной литературы.

Искусство слова во все времена, при всех обстоятельствах, включая даже трагические, являлось учебником жизни, школой воспитания благородных чувств. Что изменилось сейчас?!

А изменилось понимание того, что личностное, индивидуальное начало – основа воспитания вдумчивого читателя. Учитель не должен предлагать книги, адресованные человеку вообще; а такие, которые заставят мыслить образно, совершенствовать жизнь конкретной личности.

Очень важно, чтобы каждый молодой человек был читающим. Ведь за стакан или сигарету школьник берется потому, что не может найти ответов на то, что тревожит, волнует до глубины души.

А советчик рядом – книга, только читать, к сожалению, не научились. Присмотритесь: в ней есть все нужное встревоженному сердцу. И прежде всего - правила, по которым должен жить человек. Конечно, книга не лишит вас каких-либо переживаний, мучений. Но справиться с ними, без сомнения, поможет. Ведь она – не каталог идей, она – нравственный справочник всевозможных жизненных ситуаций.

Давно известно: мысль, отлично понятая с чужих слов, никогда не будет усвоена так прочно и осознанно, как постигнутая самим читателем.

Именно такой процесс чтения является единственно правильным и может привести к появлению новых мыслей, к исправлению ошибок или неточностей в прежних знаниях, а самое значимое – к постоянному умственному самосовершенствованию. Отсюда следует, что результатом вдумчивого чтения становится не только высокий уровень знаний, а в некотором роде - воспитание себя.

Теги: Zlobina 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!