Рыцарство: на войне и дома
Тема: «Рыцарство: на войне и дома»
Тип: Урок изучения нового материала (урок открытия новых знаний)
Цель урока: сформировать понимание у учащихся места и роли рыцарства в средневековой Европе и понимание связи эпохи и структуры общества.
Задачи:
образовательные:
• с помощью технологии веб-квест, работая с Интернет-ресурсами сформировать представление у учащихся о жизни (занятиях, развлечениях) и быте рыцарей; влияние эпохи на особенности менталитета рыцарства.
Развивающие:
• вовлечение каждого учащегося в активный познавательный интерес;
• развитие навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет — ресурсами;
Воспитательные:
• воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы; создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.
• обратить внимание учащихся на положительные качества рыцарства, актуальность «Кодекса рыцарской чести».
Формирование УУД:
1. Личностные – формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия, оценки чужой деятельности, развитие доброжелательности, внимательности к окружающим. действия,
2. Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
3. Познавательные – поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные – формирование потребности в общении, умение слушать собеседника, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский
Технология: Веб-квеста
Оборудование: персональные компьютеры с подключением к сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран, карточки-задания для самостоятельной работы
Формы работы: групповая, коллективная.
Программное обеспечение: Word, Power Point
Дополнительный материал к уроку: акварельные краски, бумага, ножницы, ватман, бумага формат А4.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Изучение нового материала
Предлагаю Вам совершить путешествие в рыцарский замок. Нам поможет в этом веб-квест «В рыцарском замке».
Веб-квест — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Открываем страницу «Введение» (https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/vvedenie)
Ученики знакомятся с материалом, просматривают видео — фрагмент, получают задание
Беседа о разных точках зрения на рыцарство:
Вокруг рыцарей, которых одни называли неустрашимыми воинами, преданными вассалами, защитниками слабых, благородными слугами прекрасных дам, галантными кавалерами, а другие — неустойчивыми в бою, нарушающими своё слово, алчными грабителями, жестокими угнетателями вертелась в сущности история европейского средневековья, потому что они в те времена были реальной силой, которая творила историю.
Ребята, вам предстоит выбрать роль по интересу, исследовать предложенные ресурсы в сети Интернет, выполнить задания, высказать своё мнение.
Рыцарь – неустрашимый воин, защитник слабых, благородный слуга?
Рыцарь – алчный грабитель, жестокий угнетатель?
На странице «Задание» (https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/zadanie)
ученики получают инструкцию выполнения задания:
Уважаемые ребята!
Вам предстоит совершить путешествие в рыцарский замок. Для этого определите, кем Вы будете? Объединитесь и начните путешествие-исследование. Пригодятся знания по истории и информатике.
В путь!
План действия каждого члена группы:
1. Выберите одну из предложенных ролей, познакомьтесь с задачами своей роли.
2. Изучите список ресурсов, исследуйте его. Составьте план поиска информации.
3. Объединение по интересам. Из общего материала выберите наиболее интересный, оформите в виде презентации, рисунка или рекламного буклета, плаката.
4. Обсудите результаты работы, проведите защиту проекта
Ученики переходят на следующую страницу и распределяют роли, делятся на группы.
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty)
Роли
Учащиеся делятся на группы.
Каждая группа работает над своей темой:
Феодалы – изучают информацию о жилище феодала, описывают замок, предлагают, как лучше укрепить замок.
Рыцари-воины – изучают информацию о вооружении рыцаря, службе.
Герольды– изучают информацию о рыцарском турнире и рыцарских гербах. Рассказывают о развлечениях рыцарей
Хозяйка замка – изучает средневековую моду, причёски. Составляет меню на обед.
Поэты-певцы – изучают средневековую литературу. Читают стихи, поэмы.
Выполняя задания, ученики используют ресурсы:
http://pochemuchca.ru/srednev.html
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/index.shtml
http://klio.tsu.ru/knight.htmhtml http://tv.alba.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2403&Itemid=40
http://forum.sherwood-tavern.net/viewforum.php?id=90
Каждая группа изучает задания и знакомится с критериями оценок: (https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/ocenka-1)
Феодалы
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty/feodaly)
Вам предстоит путешествовать по сайтам «Мир средневековья», «Почемучка. Средние века», Историк.
1. Найдите из различных источников информацию, как выглядел средневековый замок: внешний вид замка, внутреннее устройство и его интерьер
2. Заметки путешественника оформите в виде презентации в Power Point или веб-страницы.
3. Расскажите о средневековом рыцарском замке от имени хозяина замка.
4. Сформулируйте ответ на вопрос: Почему в средние века говорили «Мой дом – моя крепость»?
Рыцарь-воин
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty/rycari-voiny)
Рыцарям предстоит путешествовать по сайтам «Мир средневековья», «Почемучка. Средние века», Историк. Изучить теоретический материал с сайта исторического факультета Томского университета и выполнить задания:
1. Расскажите о жизни рыцаря: детство и юность рыцаря. Посвящение в рыцари
2. Расскажите о вооружении рыцаря. Заметки путешественника оформите в виде презентации в Power Point или Веб-страницы.
3. Сформулируйте ответ на вопрос: Что такое кодекс чести рыцарей? Сформулируй его.
Ученикам предлагается задание на закрепление, которое они могут выполнить в качестве домашнего задания: Заполнить пропуски в тексте, используя подсказки (http://ithistory.ucoz.ru/Urok/Rizar_turnir_Rizari.htm)
Герольды
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty/geroldy)
Герольдам предстоит путешествовать по сайтам «Мир средневековья», «Почемучка. Средние века», Историк. Изучить теоретический материал с сайта исторического факультета Томского университета и выполнить задания:
1. Познакомьтесь с информацией о рыцарских турнирах. От имени герольда расскажите об одном из рыцарских турниров.
Ученики просматривают видео реконструкцию рыцарского турнира.
От слова «герольд» произошло название науки геральдика, которая изучает гербы.
2. Найдите на предложенных сайтах рисунки — изображения рыцарских гербов. Скачайте с сайтов рыцарские гербы (оформите презентацией в Power Point) или нарисуйте. Представьте товарищам.
3. Сформулируйте ответ на вопрос: Какие развлечения были у рыцарей кроме рыцарских турниров?
Хозяйка замка
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty/hozajka-zamka-1)
Вам предстоит путешествовать по сайтам «Мир средневековья», Историк.
Средневековое меню http://tv.alba.dp.ua/index.php?option=com_content&...
Средневековый быт http://forum.sherwood-tavern.net/viewforum.php?id=...
1. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, расскажите о средневековой моде. Заметки путешественника оформите в виде презентации в Power Point.
2. К Вам в замок прибудут гости. Составьте меню на обед.
3. Рассмотри рисунок, прочитай дополнительный материал в учебнике (стр. 38), найди ошибки на рисунке, которые допустил художник.
Поэт-певец
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/poradok-raboty/poety-pevcy)
Поэтам предстоит путешествовать по сайтам «Мир средневековья», «Почемучка. Средние века», Историк. Изучить теоретический материал с сайта исторического факультета Томского университета и выполнить задания:
1. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, произведите подборку средневековых литературных произведений.
2. Скопируйте в Word небольшое произведение, распечатайте. Прочитайте классу выразительно.
3. Сформулируйте ответ на вопрос: Как называли в эпоху средневековья поэтов-певцов?
III. Работа в группах и оформление результатов
Затем ученики приступают к работе (20 мин.)
Ученики представляют свою работу – проекты (20 мин). Самооценка.
IV. Подведение итогов:
(https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/zaklucenie)
Вот и закончилось Ваше путешествие в рыцарский замок.
Подведём итоги!
В начале урока вам было предложено исследовать ресурсы в сети Интернет и высказать своё мнение. Выскажите ваше мнение:
Рыцарь – неустрашимый воин, защитник слабых, благородный слуга?
Рыцарь – алчный грабитель, жестокий угнетатель?
V. Рефлексия:
1. Что у Вас хорошо получилось? Чем Вы довольны?
2. Что у Вас не получилось? Что Вы хотели доработать?
VI. Домашнее задание: § 7
Дополнительные домашние задания (все задания разработаны мною, имеют ссылки на личный сайт, а также http://www.jigsawplanet.com/ )
Использована программа «Hot Potatoes» для создания интерактивных заданий, тестов и кроссвордов (http://web.uvic.ca/hrd/hotpot )
1. реши кроссворд (on-line) «В рыцарском замке»
(http://ithistory.ucoz.ru/Urok/Krossvord_V_rizarskom_zamke.htm)
2. Вставь пропущенные слова
(http://ithistory.ucoz.ru/Urok/Rizar_turnir_itog_uroka.htm)
3. Реши тест: (http://ithistory.ucoz.ru/Urok/test_Rizar_zamok.htm)
4. Собери пазлы (Рыцарский турнир) (http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=25e3e191d2ce)
Станьте первым!