Система критериального итогового оценивания достижения планируемых результатов по русскому языку в 1 классе начальной школы
Уважаемые коллеги — учителя начальных классов!
Познакомьтесь с работой Григоровских Е. С.,учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова. Мне показалась она интересной, думаю и вам пригодится в работе.
Тема: «Система критериального итогового оценивания достижения планируемых результатов по русскому языку в 1 классе начальной школы»
Итоговый контроль по русскому языку
1 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
- Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык».
Основной целью работы является: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в 1 классе; определение сформированности способов учебной деятельности: воспринимать учебную задачу; контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания; использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.
- Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.);
2) Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26);
3) Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125);
4) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44).
5) Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012
6) Педагогическая диагностика: русский язык: математика: 3 класс/[Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2015 – Промежуточная диагностическая работа №2
7) Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Структура КИМ
Содержание проверочной работы
Особенностью данной проверочной работы является ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий. Таким образом, основная цельпроверочной работы — оценить способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по русскому языку. Содержание проверочной работы определяется основными результатами освоения содержательных линий «Система языка» и «Развитие речи» (освоение линии «Орфография и пунктуации» проверяется в части 1 итоговой работы — диктант).
Структура проверочной работы и характеристики заданий
Проверочная работа содержит 17 заданий, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности.
Работа содержит две группы заданий.
Первая группа — базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения.
Вторая группа — задания повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность дляучащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют.
В первую группу входят 14 заданий, что составляет 82 % от общего количества заданий; во вторую группувходят 3 задания, что составляет 18 % от общего количества заданий.
На основе анализа планируемых результатов по русскому языку были определены следующие блоки содержания, на материале которых строится данная работа (в скобках указано количество заданий и процент от общего числа заданий): фонетика и графика (7 заданий, 41 %), синтаксис (4 задания, 23,5 %), развитие речи (работа с текстом и связная речь) (2 задания, 12 %), орфография (4 задания, 23,5%).
В проверочной работе задания повышенного уровня расположены в конце.
В проверочной работе используются два типа задании
- задания с выбором ответа (13 заданий), к каждому из заданий предлагается 4 варианта ответа, из которых и один правильный:
- задания с кратким ответом (4 задания), требующие записи ответа в несколько слов;
Условные обозначения
Уровень сложности: Б — базовый, П — повышенный.
Тип задания: ВО — с выбором ответа, КО — с кратким ответом.
Время и способ выполнения проверочной работы
На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
- 4. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности, по уровню сложности
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным разделам программы. Вариант итоговой работы сконструирован таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений.
Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам содержания
Раздел курса | Число заданий в демонстрационном варианте |
Фонетика и графика | 8 |
Синтаксис | 4 |
Орфография | 5 |
Развитие речи | 2 |
Итого: | 17 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности |
Базовый | 14 | 14 | 65% |
Повышенный | 3 | 6 | 50% |
Итого | 17 | 20 |
- Система оценивания выполненных заданий и работы в целом
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:
- В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считаем выполненным неверно.
- В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
- Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 1-14) оценивается так:
1 балл — указан только верный ответ;
0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов.
- Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№15-17) оценивается по следующей шкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
1 балл — приведен частично верный ответ;
0 баллов — приведен неверный ответ.
План проверочной работы по русскому языку за 1 класс
№ задания | Раздел программы | Проверяемый планируемый результат | Уровень сложности | Тип задания | Время выполнения (в мин) | Максимальный балл за выполнение |
1 | Фонетика и графика | Определять количество букв и звуков в слове | Б | ВО | 2 | 1 |
2 | Фонетика и графика | Определять согласный и гласный звук | Б | ВО | 2 | 1 |
3 | Фонетика и графика | Определять гласный звук, обозначающий мягкость согласного | Б | ВО | 2 | 1 |
4 | Фонетика и графика | Определять твердые и мягкие согласные звуки | Б | ВО | 2 | 1 |
5 | Фонетика и графика | Определять ударный слог | Б | ВО | 2 | 1 |
6 | Фонетика и графика | Определять количество слогов | Б | ВО | 2 | 1 |
7 | Орфография | Знать правила переноса слов | Б | ВО | 2 | 1 |
8 | Развитие речи | Находить синоним к слову | Б | ВО | 2 | 1 |
9 | Орфография | Правописание словарных слов | Б | ВО | 2 | 1 |
10 | Орфография | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Б | ВО | 2 | 1 |
11 | Орфография | Правописание собственных слов | Б | ВО | 2 | 1 |
12 | Синтаксис | Понятие об устной и письменной речи | Б | ВО | 2 | 1 |
13 | Синтаксис | Понятие предложения | Б | ВО | 2 | 1 |
14 | Синтаксис Развитие речи | Понятие о знаках препинания в конце предложения | Б | КО | 2 | 1 |
15 | Фонетика и графика | Понятие о парных согласных звуках, логическое мышление | П | КО | 4 | 2 |
16 | Синтаксис Орфография | Умение составлять предложение из слов, записывать предложение | П | КО | 4 | 2 |
17 | Фонетика и графика | Определять количество слогов, букв и звуков в слове | П | КО | 4 | 2 |
Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы», которые даются к «Демонстрационному варианту итоговой работы по русскому языку для 1 класса».
Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.
1.Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
2.Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что, кроме усвоения необходимых для продолжения обучения знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.
- Определяется общий балл учащегося. Максимальный балл за выполнение всей работы — 20 баллов (за задания базового уровня сложности — 14 баллов, повышенной сложности — 6 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы 7 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.
Если ученик получает от 8 до 10 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен приме знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
При получении более 16 баллов (11—20 баллов) учащийся и демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
На этапе введения ФГОС в работах по русскому языку используются 2 критерия достижения базового уровня:
- Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
- Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Если ученик справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу, и не менее 50% заданий повышенного уровня, включенных в работу, то он достиг повышенного уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по такой шкале: 1 балл — указан только верный ответ, 0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Правильные ответы и решения заданий базового уровня
№ 1—14
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Максимальный балл за выполненное задание |
1 | 2)5 звуков, 6 букв | 1 |
2 | 4) [в] | 1 |
3 | 3)Я | 1 |
4 | 3)шишка | 1 |
5 | 3)яблоко | 1 |
6 | 1)фиалка | 1 |
7 | 3)со-бачк-а | 1 |
8 | 2)храбрый | 1 |
9 | 3)малоко | 1 |
10 | 3)чудеса | 1 |
11 | 4)Петя | 1 |
12 | 4)из предложений | 1 |
13 | 2)Листья кружились и падали. | 1 |
14 | ? | 1 |
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в следующей таблице, по шкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
1 балл — приведен частично верный ответ;
0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.
Таблица (продолжение)
Критерии оценивания заданий повышенного уровня № 15—17
Номер задания | Критерии оценивания |
15 | 2 балла – записано в первый столбик: забота, узор, во второй: зима, изюм 1 балл –при распределении слов по столбикам допущено не более одной ошибки. 0 баллов – допущено две ошибки и более. |
16 | 2 балла – составлено и записано верное предложение: По небу плывёт большая туча. 1 балл – составлено предложение верно, но записано с ошибками 0 баллов – получен любой другой ответ или отсутствует |
17 | 2 балла — приведен полный верный ответ: 2 слога, 4 буквы, 5 звуков 1 балл — приведен частично верный ответ; 0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует. |
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 40 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, поставить нужный знак.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА
1.Сколько звуков и букв в слове «фасоль»?
1) 6 звуков 6 букв 3) 6 звуков 5 букв
2) 5 звуков 6 букв 4) 5 звуков 5 букв
2.Отметь согласный звук.
1) [у] 3) [э]
2) [и] 4) [в]
- Укажи букву, которая обозначает мягкость согласного звука.
1) У 3) Я
2) О 4) Ы
- Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
1) малина 3) шишка
2) рысь 4) море
- Выбери слово, в котором ударение падает на первый слог.
1) учитель 3) яблоко
2) вода 4) крокодил
- Отметь слово, в котором 3 слога.
1) фиалка 3) черепаха
2) якорь 4) дом
- Укажи слово, которое разделено для переноса с ошибкой?
1) яго-да 3) со-бачк-а
2) лу-жайка 4) маль-чик
- Найди слово, близкое по смыслу слову «смелый».
1) добрый 3) честный
2) храбрый 4) умный
- Найди слово с ошибкой.
1) лисица 3) малоко
2) мороз 4) тетрадь
- Укажи слово, в котором пропущена буква «У».
1) л…бовь 3) ч…деса
2) бр…ки 4) ут..г
- Найди слово, которое всегда пишется с большой буквы.
1) Конь 3) Шарик
2) Мальчик 4) Петя
- Из чего состоит наша речь?
1) из букв 3) из слогов
2) из слов 4) из предложений
- Какую группу слов можно назвать предложением?
1) В лесу листья 3) Листья деревья опали
2) Листья кружились и падали 4) Под листьями
- Какой знак нужно поставить в конце предложения?
Почему медведь спит зимой…
- Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова. Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.
Слова со звуком з | Слова со звуком з (мягким) |
- Составь из слов предложение и запиши его:небу, плывёт, по, большая, туча.
___________________________________________________________________________
- Определи количество слогов, звуков и букв в слове:
ЯЩИК— ___ слог., ___ звук., ___ букв.
Станьте первым!