Система критериального итогового оценивания достижения планируемых результатов по русскому языку в 1 классе начальной школы

Методическая копилка 13 ноября 2016 г., 9:45

Уважаемые коллеги — учителя начальных классов!

Познакомьтесь с работой Григоровских Е. С.,учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 им.М.В.Ломоносова. Мне показалась она интересной, думаю и вам пригодится в работе.

Тема: «Система критериального итогового оценивания достижения планируемых результатов по русскому языку в 1 классе начальной школы»

Итоговый контроль по русскому языку

1 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

  1. Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык».

Основной целью работы является: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в 1 классе; определение сформированности способов учебной деятельности: воспринимать учебную задачу; контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания; использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.);

2) Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26);

3) Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125);

4) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44).

5) Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012

6) Педагогическая диагностика: русский язык: математика: 3 класс/[Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2015 – Промежуточная диагностическая работа №2

7) Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  1. Структура КИМ

Содержание проверочной работы

Особенностью данной проверочной работы является ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий. Таким образом, основная цельпроверочной работы — оценить способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по русскому языку. Содержание проверочной работы определяется основными результатами освоения содержательных линий «Система языка» и «Развитие речи» (освоение линии «Орфография и пунктуации» проверяется в части 1 итоговой работы — диктант).

Структура проверочной работы и характеристи­ки заданий

Проверочная работа содержит 17 заданий, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности.

Работа содержит две группы заданий.

Первая группа — базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения.

Вторая группа — задания повышенного уровня, проверя­ющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность дляучащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют.

В первую группу входят 14 заданий, что составляет 82 % от общего количества заданий; во вторую группувходят 3 задания, что составляет 18 % от общего количества заданий.

На основе анализа планируемых результатов по русскому языку были определены следующие блоки содержания, на материале которых строится данная работа (в скобках указано ко­личество заданий и процент от общего числа заданий): фонети­ка и графика (7 заданий, 41 %), синтаксис (4 задания, 23,5 %), раз­витие речи (работа с текстом и связная речь) (2 задания, 12 %), орфография (4 задания, 23,5%).

В проверочной работе задания повышенного уровня расположены в конце.

В проверочной работе используются два типа задании

  • задания с выбором ответа (13 заданий), к каждому из заданий предлагается 4 варианта ответа, из которых и один правильный:
  • задания с кратким ответом (4 задания), требующие записи ответа в несколько слов;

Условные обозначения

Уровень сложности: Б — базовый, П — повышенный.

Тип задания: ВО — с выбором ответа, КО — с кратким ответом.

Время и способ выполнения проверочной работы

На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.

  1. 4. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности, по уровню сложности

В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным разделам программы. Вариант итоговой работы сконструирован таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений.

Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам содержания

Раздел курса Число заданий в демонстрационном варианте
Фонетика и графика 8
Синтаксис 4
Орфография 5
Развитие речи 2
Итого: 17

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Уровень сложности Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности Процент максимального балла за задания данного уровня сложности
Базовый 14 14 65%
Повышенный 3 6 50%
Итого 17 20
  1. Система оценивания выполненных заданий и работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:

  1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считаем выполненным неверно.
  2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
  3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 1-14) оценивается так:

1 балл — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов.

  1. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№15-17) оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ.

План проверочной работы по русскому языку за 1 класс

№ задания Раздел программы Проверяемый планируемый результат Уровень сложности Тип задания Время выполнения (в мин) Максимальный балл за выполнение
1 Фонетика и графика Определять количество букв и звуков в слове Б ВО 2 1
2 Фонетика и графика Определять согласный и гласный звук Б ВО 2 1
3 Фонетика и графика Определять гласный звук, обозначающий мягкость согласного Б ВО 2 1
4 Фонетика и графика Определять твердые и мягкие согласные звуки Б ВО 2 1
5 Фонетика и графика Определять ударный слог Б ВО 2 1
6 Фонетика и графика Определять количество слогов Б ВО 2 1
7 Орфография Знать правила переноса слов Б ВО 2 1
8 Развитие речи Находить синоним к слову Б ВО 2 1
9 Орфография Правописание словарных слов Б ВО 2 1
10 Орфография Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Б ВО 2 1
11 Орфография Правописание собственных слов Б ВО 2 1
12 Синтаксис Понятие об устной и письменной речи Б ВО 2 1
13 Синтаксис Понятие предложения Б ВО 2 1
14 Синтаксис Развитие речи Понятие о знаках препинания в конце предложения Б КО 2 1
15 Фонетика и графика Понятие о парных согласных звуках, логическое мышление П КО 4 2
16 Синтаксис Орфография Умение составлять предложение из слов, записывать предложение П КО 4 2
17 Фонетика и графика Определять количество слогов, букв и звуков в слове П КО 4 2

Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы», которые даются к «Демонстрационному варианту итоговой работы по русскому языку для 1 класса».

Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

1.Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.

2.Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что, кроме усвоения необходимых для продолжения обучения знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.

  1. Определяется общий балл учащегося. Максимальный балл за выполнение всей работы — 20 баллов (за задания базового уровня сложности — 14 баллов, повышенной сложности — 6 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы 7 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.

Если ученик получает от 8 до 10 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен приме­ знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 16 баллов (11—20 баллов) учащийся и демонстрирует способность выполнять по русскому языку зада­ния повышенного уровня сложности.

На этапе введения ФГОС в работах по русскому языку используются 2 критерия достижения базового уровня:

  1. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
  2. Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.

С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.

Если ученик справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу, и не менее 50% заданий повышенного уровня, включенных в работу, то он достиг повышенного уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта.

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по такой шкале: 1 балл — указан только верный ответ, 0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Правильные ответы и решения заданий базового уровня

№ 1—14

Номер задания Правильный ответ (решение) Максимальный балл за выполненное задание
1 2)5 звуков, 6 букв 1
2 4) [в] 1
3 3)Я 1
4 3)шишка 1
5 3)яблоко 1
6 1)фиалка 1
7 3)со-бачк-а 1
8 2)храбрый 1
9 3)малоко 1
10 3)чудеса 1
11 4)Петя 1
12 4)из предложений 1
13 2)Листья кружились и падали. 1
14 ? 1

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в следующей таблице, по шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

Таблица (продолжение)

Критерии оценивания заданий повышенного уровня № 15—17

Номер задания Критерии оценивания
15 2 балла – записано в первый столбик: забота, узор, во второй: зима, изюм 1 балл –при распределении слов по столбикам допущено не более одной ошибки. 0 баллов – допущено две ошибки и более.
16 2 балла – составлено и записано верное предложение: По небу плывёт большая туча. 1 балл – составлено предложение верно, но записано с ошибками 0 баллов – получен любой другой ответ или отсутствует
17 2 балла — приведен полный верный ответ: 2 слога, 4 буквы, 5 звуков 1 балл — приведен частично верный ответ; 0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 40 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, поставить нужный знак.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА

1.Сколько звуков и букв в слове «фасоль»?

1) 6 звуков 6 букв 3) 6 звуков 5 букв

2) 5 звуков 6 букв 4) 5 звуков 5 букв

2.Отметь согласный звук.

1) [у] 3) [э]

2) [и] 4) [в]

  1. Укажи букву, которая обозначает мягкость согласного звука.

1) У 3) Я

2) О 4) Ы

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

1) малина 3) шишка

2) рысь 4) море

  1. Выбери слово, в котором ударение падает на первый слог.

1) учитель 3) яблоко

2) вода 4) крокодил

  1. Отметь слово, в котором 3 слога.

1) фиалка 3) черепаха

2) якорь 4) дом

  1. Укажи слово, которое разделено для переноса с ошибкой?

1) яго-да 3) со-бачк-а

2) лу-жайка 4) маль-чик

  1. Найди слово, близкое по смыслу слову «смелый».

1) добрый 3) честный

2) храбрый 4) умный

  1. Найди слово с ошибкой.

1) лисица 3) малоко

2) мороз 4) тетрадь

  1. Укажи слово, в котором пропущена буква «У».

1) л…бовь 3) ч…деса

2) бр…ки 4) ут..г

  1. Найди слово, которое всегда пишется с большой буквы.

1) Конь 3) Шарик

2) Мальчик 4) Петя

  1. Из чего состоит наша речь?

1) из букв 3) из слогов

2) из слов 4) из предложений

  1. Какую группу слов можно назвать предложением?

1) В лесу листья 3) Листья деревья опали

2) Листья кружились и падали 4) Под листьями

  1. Какой знак нужно поставить в конце предложения?

Почему медведь спит зимой…

  1. Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова. Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.
Слова со звуком з Слова со звуком з (мягким)
  1. Составь из слов предложение и запиши его:небу, плывёт, по, большая, туча.

___________________________________________________________________________

  1. Определи количество слогов, звуков и букв в слове:

ЯЩИК— ___ слог., ___ звук., ___ букв.

Теги: admin 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!