Учись быть здоровым

Методическая копилка 25 октября 2016 г., 22:20

Название работы: Методическая разработка «Учись быть здоровым»

Автор: Шаталова Ирина Вячеславовна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения образования: МБОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина»

Адрес учреждения: ул.Школьная д.3, п.Плотниково, Промышленновский район, Кемеровская область, 652383

Телефон учреждения: 8(38442) 67-2-84

Методическая разработка «Учись быть здоровым»

В практике учителя планируют и учитывают умственные нагрузки – объем письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой потере здоровья школьников. Здоровье детей катастрофически падает. Можно переадресовать эту проблему родителям и врачам. Но здоровье не ждет. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и признана школа. Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия. В нашей школе в последние годы складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Работает областная экспериментальная площадка «Разработка и апробация системы работы по предупреждению нарушений осанки и зрения у детей начального звена» под руководством доцента кафедры физиологии человека, кандидата биологических наук Блиновой Нины Геннадьевны. Система мероприятий направлена на профилактику, коррекцию отклонений в физическом и психическом здоровье детей. Оздоровительные двигательные минутки на уроке – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Если ребенок безответственен, не умеет плодотворно трудиться, неорганизован, значит, у ребенка отсутствуют привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь», но практически мало говорят : «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным». Поэтому наши дети среди жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Наша задача научить ребенка вести здоровый образ жизни. Ребенок тогда станет выполнять двигательные упражнения с удовольствием, когда в ходе занятий учитель будет рассказывать простые жизненные истории. Упражнения должны быть мотивированы, иметь определенную занимательную интригу. Предлагаю несколько вариантов.

-Когда начинаются Олимпийские игры, на главном стадионе страны проходит парад команд-участниц. Спортсмены идут красиво, демонстрируя свою силу и стать. Мы, наблюдая за этим шествием, отмечаем осанку спортсменов, их красоту и слаженность движений.

-Сейчас мы с вами отправимся в Индию. В этой стране у женщин и мужчин осанка, стройность, умение держать спину ровной вырабатывается самой жизнью. Они носят много предметов на голове: продукты с рынка, постиранное белье, фрукты. Давайте попробуем выполнить упражнение с предметом на голове. (Руки на пояс, медленно подняться на носочки, повернуться. Упражнение выполняется со стаканчиком на голове.)

-Индийские танцы очень красивы, часто исполняются с ношей на голове. Такое исполнение танца - особое искусство. (Под музыку выполняются различные движения)

-Вода в Индии - дорогое удовольствие. Люди ходят за водой, неся на голове кувшин с водой. Дорога бывает узкой и длинной. (Камешки, мосток.)

-Ребятам предлагается сесть на стулья (на голове стаканчики) и нарисовать свои впечатления от путешествия по Индии.

Ребятами моего класса освоены упражнения с предметами для профилактики нарушений осанки. (Стаканчики, газета, ручка, ластик…)

Предлагаю несколько вариантов упражнений.

-«Балансировка»

Удержать в равновесии предметы на голове, плече, на вытянутой руке.

-«Кувшин на голове»

Удерживается книга, стаканчик.

-«Осанка»

Несколько стаканчиков удержать на голове, при этом выполнять различные упражнения.

-«Вьюга»

Ведущий заранее отрабатывает движения, выполняется с платками.

-«Платочный вернисаж»

Группа детей придумывает движения и выполняет их слаженно и ритмично.

Для профилактики заболеваний зрения кроме офтальмотренажера использую схемы зрительных траекторий, начерченных на потолке классной комнаты; подвижные «сенсорные кресты» ( карточки с заданиями в любой точке класса); спец-держалки для переключения зрения детей с ближних целей на дальние.

Предлагаю несколько упражнений, которые используются в психолого-педагогических тренингах.

-«Радость»

Сказать друг другу с улыбкой «Доброе утро».

-«Добрый день»

Ребята берутся за руки и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи во всех делах.

-«Приветствие»

Дети встают в круг, берутся за руки и говорят: «Тянемся к солнцу, теплу и добру».

-«Надежда»

Ученики получают свечи. Ведущий их зажигает. Ребята встают в круг, соединяют руки и говорят: «С этим огоньком я связываю надежду на ……»

Систематическое использование этих упражнений приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к улучшению отношения к себе и своему здоровью.

Далее представлены разработанные занятия кружка «Школа здоровья», которые могут быть использованы учителями начальных классов, работающими по разным программам.


Кружок «Школа здоровья»

Что такое здоровье?


I. Фаза врабатывания.


1. Беседа

- Ребята, вы стали взрослее на год… Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определять причины и признаки многих заболеваний, способна оказать первую медицинскую помощь. Девизом наших занятий в этом году станут слова:

Я умею думать, я умею, рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!


2. Психофизическая тренировка


Готовим себя к спокойному восприятию любой ситуации. (Встали в круг и говорим слова).

Суета плохой помощник,

В час, когда пришла беда,

Лишь спокойствие поможет,

Паникерство – никогда!


3. Работа в тетради.


(На доске написано начало предложения)

Закончи предложение: «Здоровье это… » (ребята зачитывают ответы по очереди).

Вывод: здоровье это не только отсутствие болезни, а состояние полного физического и душевного благополучия.


II. Оздоровительная минутка


«Балансировка»

Удержать предметы в равновесии на голове, плече.

III. Фаза оптимальной работоспособности


1. Игра «Продолжи предложение»

- Кроме выражения лица, наше эмоциональное состояние выражают крик, …, …, … .

(Плачь, смех, удивление)


- Как восстановить эмоциональное состояние?

(Посмотреть в окно, спеть песню).


2. Беседа

- Часто ли вы продумываете последовательность своих действий?( Если этого не происходит, то получается по-разному.)

- Можно ли избежать опасности, неожиданности?

(Очень часто можно, если вначале все обдумать, а потом действовать.) Сегодня мы будем отвечать на три вопроса, которые предшествуют любому начинанию.


- Что я хочу делать?

- Зачем я это буду делать?

- Как я это буду делать?

(Ребята высказываются по каждому вопросу, ответы обсуждаются).

Вывод: Запомни, каждое дело надо начинать с вопросов «Что? Зачем? Как?». Это полезно для здоровья.


3. Работа по схемам зрительных траекторий.

В позе свободного стояния сочетая движения глазами, головой и туловищем следим по схеме зрительных траекторией.


4. Игра «Почему это произошло?»

Подумайте и назовите причины ситуаций.


1. Еще утром Коля был весел и беззаботен, а вечером не вышел гулять во двор.

2. Петя пришел из школы и стали жаловаться маме на боль в животе.


Легко ли найти причины произошедших событий? Легко ли предвидеть их? Не очень. Но все -таки можно, если стремится контролировать свои действия. Вспомните пословицы.

-Прежде чем войти, подумай о выходе.

--Дурная голова, ногам покою не дает.

-Чем оплошал, за то и отвечаешь.


5. «Что? Зачем? Как?»

Вам очень хочется стать взрослым и закурить. Сначала ответь на вопросы.

- Что я хочу делать?

- Зачем это делать?

- Как я буду это делать?


IV. Фаза компенсаторной перестройки.

Все по очереди завершают монолог: «Я хороший. У меня все получается так, как я хочу, потому, что…»

В конце урока все вместе произносят: «Мы самые хорошие».


Кружок «Школа здоровья»

Принимаю решение


I. Фаза врабатывания


  1. Беседа

Многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила этикета, правила поведение на улице и школе, в транспорте.

- Надо ли выполнять их?

- Что происходит, если правила нарушаются?


- В первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье.


- Можно ли придумать правила на каждый случай? (Нет)

Очень часто многое за детей решают взрослые: родители, учителя. Поэтому они и несут ответственность.

А если решения принимаете вы сами, то сами и несете ответственность.


2. Психофизическая тренировка

«Давай поговорим»

(В группах)

-Для принятия правильного решения надо очень хорошо относиться к себе, к своему здоровью и окружающим. А как вы думаете?

-Откройте коробочку, посмотрите , что в ней и передайте соседу по ряду. Вы увидите хороших, веселых и умных ребят.

-Кого вы увидели, открыв коробку?

-Себя.

-Давайте скажем хором:

«Мы самые хорошие и самые любимые».


II. Оздоровительная минутка


«Платочный вернисаж».

(Группа подготовленных детей выполняют движения.)


III. Фаза оптимальной работоспособности.


1. Анализ ситуации.

- Какую ответственность, вы возьмете на себя, в чем она выразится, если в классе вас выберут:

- капитаном КВН;

- редактором газеты;

- ответственным за чистоту и порядок.


2. Игра «Что я знаю о себе»

(Беседа по очереди)

Я умею…

Я не умею…

Я могу научить одноклассников …

Я хочу научить …

(Дети выбирают свое предложение и рассказывают. Проводится обсуждение.)


3. Беседа по теме.

-Ответив на вопросы игры, вы приняли решение, и ответственность за результаты взяли на себя.

- Можно ли ошибаться в принятии решений?

- Имеем ли мы право на ошибку?

- Что такое решение?

- Принять решение (решить) – это значит…

- Сравним нашу фразу с толкованием глагола «решить» в словаре С.И.Ожегова и др.

Читаем: Решить значит «Обдумав прийти к какому-нибудь выводу, необходимости каких-нибудь действий».


4. Подвижные «сенсорные кресты».

Ребята, вы должны найти в нашем классе 2 белых конверта. В этих конвертах есть задания.

Задание: Придумайте, чем можно закончить занятие.


IV. Фаза компенсаторной перестройки.

- Принял решение, отвечай за себя и окружающих.

- Если есть возможность, принимайте решение сами.

- Не бойся ошибаться.

- У вас есть право на ошибку.


Занятие кружка закончилась.

Спасибо за работу.


Теги: Shatalova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!