Урок – деловая игра по теме «Безработица и занятость»

Методическая копилка 2 октября 2016 г., 22:25

Урок – деловая игра по теме «Безработица и занятость»

дисциплина «Экономическая теория»

Цель: ознакомить студентов со способами получения информации о вакантных рабочих местах; обучить действиям и путям поиска работы; подготовить к встрече с работодателем; развивать умения вести деловые переговоры; обучить составлению резюме.

Задачи:

1. закрепление полученных знаний по теме в игровой форме (опорные схемы, телефонный звонок, деловой диалог, самореклама, личная беседа с работодателем, составление резюме),

3. формирование у студентов навыков групповой работы;

4. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок закрепления

Вид урока: урок - деловая игра

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый

Ход урока

Ситуация на рынке труда в наше время меняется очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране еще никогда не стояла так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения, в том числе подростков, которым нужен заработок. Найти хорошую работу не просто. И все же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить себя, свои возможности и найти подходящую работу.

Выполняли ли Вы какую-нибудь работу безвозмездно или за определенную плату? Какие есть возможности получения работы для подростков?

Студенты отвечают на заданные им вопросы.

1. Давайте попробуем определиться, что и где может помочь найти работу. Полученные результаты работы оформить в виде опорной схемы.

ПОИСК РАБОТЫ

    объявления в газетах, журналах, сети Интернет

    знакомые, друзья, родственники,

    объявления по радио, телевидению,

    служба занятости,

    выставки, ярмарки вакансий.

2. Проанализируем, как правильно читать объявления (в смысле подходит оно вам или нет).

- ищем название работы, но должны подумать:

-какие навыки у меня есть для этой работы?

-какое образование?

-есть ли опыт работы?

-подхожу ли я по возрасту?

-какие возможности открывает эта работа?

-что нужно знать об этой работе?

3. Практическая работа.

Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах (преподаватель заранее их заготовил). Просмотрите объявления, отберите несколько привлекательных и соответствующих вашим потребностям и интересам.

Расскажите нам о своем выборе. (На доске постепенно появляется список профессий, должностей и место работы, которые нашли студенты по объявлениям).

Представьте, что Вы нашли необходимое объявление о приеме на работу. Каковы Ваши действия дальше? (Например: позвоню по телефону и уточню, верно, ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на работу). А как Вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку?

4. Упражнение «Телефонный звонок».

Необходима тщательная подготовка к телефонному звонку. На доске объявление о приеме на работу и список вопросов, которые может задать работодатель.

Возможные вопросы работодателя:

-какой вакансией Вы интересуетесь?

-Вы занимались работой такого рода раньше?

-какое у Вас образование?

-сколько Вам лет?

-сообщите Ваши данные (фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон).

5. Упражнение «Деловой диалог (работодатель – безработный)»

Сейчас попробуем потренироваться задавать вопросы и отвечать на них. Разбейтесь на пары: один – работодатель, а другой – безработный. Между Вами должен состояться деловой диалог. А теперь несколько пар выйдут к доске и покажут всем, как должна складываться беседа работодателя и претендента на рабочую вакансию.

6. Упражнение «Самореклама»

Хорошо, а теперь представим, что позвонив по телефону, Вас пригласили на собеседование и назначили встречу в 10.00 часов. Вы подумали, о чем Вы будете говорить на собеседовании?

Вы должны научиться правильно себя подать, прорекламировать. Ведь от этого может зависеть Ваше будущее, поэтому к собеседованию нужно готовиться. Часто люди не хотят говорить о своих навыках и сильных сторонах и в большинстве своем не любят хвастаться. Однако очень важно научиться себя рекламировать.

Ответьте на предложенные вопросы:

-чем Вы больше всего любите заниматься?

-что Вы умеете?

-что Вам в себе нравится?

-что другим людям в Вас нравится?

-что Вы можете предложить работодателю?

-какие Ваши самые важные достижения?

Помните, что здесь годятся даже те навыки, которые Вы приобрели в разнообразных местах и при различных ситуациях, просто жизненный опыт, главное – суметь им пользоваться. Попробуйте себя рекламировать. Не бойтесь говорить о своих достижениях и личных качествах. Помните, что любые Ваши навыки могут пригодиться. Например: у Вас такое же хобби, как и у работодателя, значит, будет общий интерес, ему и Вам будет легче общаться.

При приеме на работу необходимо написать «Резюме», сейчас многие по Интернету отправляют его работодателю. А Вы знаете, что это такое?

Резюме – документ, необходимый для того, чтобы встретиться с работодателем для получения работы.

Резюме состоит из следующих реквизитов:

- Ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.

- Должность, которую Вы хотите получить.

- Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).

-Образование в обратном порядке.

-Личные данные (увлечения, семейное положение).

-Рекомендации (если они имеются).

В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.

Если у Вас нет опыта работы практической работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.

7. Составление резюме.

Резюме

Фамилия, имя, отчество: Иванова Римма Александровна

Дата рождения: 12.05.1967

Адрес: 138490, Москва, ул. Матросова, д.5, кв.16

Тел.: 456-13-18 (р), 334-12-12 (д)

Семейное положение: замужем, имею сына

Цель: получение должности начальника юридического отдела

Образование:

1984-1989 гг. – Московская государственная юридическая академия по специальности «Юриспруденция»;

1974-1984 гг. – гимназия № 56 (Москва)

Профессиональный опыт:

С 1998 г. до настоящего времени – заместитель начальника юридического отдела строительной компании «МИАМ»

1994-1998 гг. – главный инспектор юридического отдела ГНИ № 27 по Юго-Восточному округу г. Москвы

1989-1994 гг. – юрист финансовой компании «СИБТРАСТ»

Дополнительные сведения: владею английским и немецким языками.

По требованию могу представить необходимые рекомендации.

16.05.2005 Подпись Р.А.Иванова

Сейчас попробуйте написать резюме, затем обменяйтесь друг с другом и прочитайте, представив себя в роли работодателя. Проанализируйте резюме друг друга, деликатно и тактично укажите на ошибки.

8. Личная беседа, дополняющая резюме

Кроме того, при личной беседе могут быть заданы дополнительные вопросы, к ним нужно быть готовыми.

Примерные вопросы:

-что интересует в этой работе?

-каковы Ваши обычные обязанности?

-всегда ли они Вас устраивают?

-чем Вы занимаетесь в свободное время?

-что помогает Вам добиться успеха?

-с какими трудностями приходилось Вам сталкиваться?

-как Вы с ними справлялись?

-были ли у Вас ошибки, разочарования?

-с какими людьми Вам трудно иметь дело на работе?

-сколько времени займет у Вас дорога на работу?

-с чего предлагаете начать работу на новом месте?

-на какую заработную плату рассчитываете?

Подведение итогов.

1. Преподаватель подводит итог работы учебного занятия, выделяет студентов, активно работающих индивидуально, в группах и выставляет оценки.

2. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы «Как я буду заниматься поиском работы»; «Подходящая работа – что это такое», «Как зарегистрироваться в центре занятости населения»; «Проблема безработицы в нашем городе: пути решения данной проблемы»; «Анализ статистических данных уровня безработицы и занятости по нашему городу или по России».

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 1

1. Размер заработной платы рабочего буровой установки нефтяной компании "Юкос" зависит от...

а. спроса на продукцию нефтедобывающей отрасли и производительности труда,

б. размера заработной платы в других нефтяных компаниях,

в. ставки единого социального налога.

2. Средний уровень оплаты труда кондитеров в рыночной экономике определяется:

а. количеством работников, имеющих профессию кондитера и готовых работать по специальности при существующем уровне оплаты труда,

б. спросом на услуги труда кондитеров,

в. взаимодействием предложения и спроса на услуги труда кондитеров,

г. минимальным размером оплаты труда.

3. Повышение спроса на цифровые фотоаппараты привело к росту их цены. Эта ситуация может стать причиной...

а. снижения выручки производителей цифровых фотоаппаратов,

б. роста зарплаты работников, занятых в производстве цифровых фотоаппаратов,

в. снижения зарплаты работников, занятых в производстве цифровых фотоаппаратов,

г. уменьшению количества продаж из-за высокой цены цифровых фотоаппаратов.

4. Что из перечисленного ниже не должно служить причиной дифференциации в оплате труда?

а. опыт, квалификация,

б. длина и цвет волос работника,

в. непривлекательность труда,

г. цвет кожи работника,

д. уровень сложности и степень риска,

е. пол и возраст работника,

ж. высокий уровень ответственности.

5. Кого из перечисленных ниже нельзя отнести к безработным?

а. шахтер, потерявший работу в связи с выработкой шахты, и зарабатывающий на жизнь ремонтом квартир своих знакомых,

б. секретарь-машинистка, потерявшая работу и занимающаяся на курсах операторов ПЭВМ полный рабочий день,

в. журналист, уволившийся из редакции районной газеты, в связи с переездом в областной центр,

г. токарь Челябинского тракторного завода, работающий неполную рабочую неделю.

Ключ к тесту

1. а,б,в

2. г

3. б

4. б, г, е

5. г

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 2

1. Какие из ниже перечисленных категорий граждан не могут быть признаны безработными?

а. матери-одиночки,

б. несовершеннолетние,

в. пенсионеры,

г. военнослужащие,

д. отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации от двух вариантов подходящей работы,

е. впервые ищущие работу - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки,

ж. не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации без уважительных причин для предложения им подходящей работы,

з. уволенные по собственному желанию,

и. заключенные.

2. Имеется следующая информация: численность занятых – 85 млн.чел., численность безработных – 13 млн.чел. Рассчитать уровень безработицы.

3. Одним из способов уменьшения естественной безработицы является …

а. повышение минимального размера оплаты труда,

б. совершенствование службы сбора и представления информации о свободных вакансиях,

в. увеличение срока выплат пособия по безработице

4. Повышение минимального размера оплаты труда, скорее всего НЕ может привести …

а. к увеличению затрат работодателей на оплату труда рабочих, получающих минимальную заработную плату,

б. к росту средней заработной платы,

в. к росту занятости,

г. к увеличению количества безработных среди низкоквалифицированных рабочих.

5. Уровень безработицы в стране рассчитывается как ...

а. отношение количества безработных к общей численности трудоспособного населения в стране, выраженное в процентах;

б. отношение количества безработных к общей численности рабочей силы в стране, выраженное в процентах;

в. общая численность безработных в стране;

г. численность трудоспособного населения в стране за вычетом количества занятых.

Ключ к тесту

1. б,в,д,е,ж,и

2. 13 млн. / 85 млн * 100 = 15,2%

3.б

4.в

5.б

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 3

1. Установите верное соответствие.

1. Безработица, связанная с поиском нового рабочего места по личным причинам.

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

2. Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

3. Безработица, причиной которой является несоответствие структуры рабочей силы структуре вакантных рабочих мест:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

4. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а. фрикционной формой безработицы,

б. структурной,

в. циклической,

г. все ответы неверны.

5. Определите, какие положения правильные (ответить «да» или «нет»:

а. уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа неработающих к числу работающих,

б. уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) учитывает циклическую безработицу,

в. естественный уровень безработицы есть величина постоянная для долгосрочного периода,

г. уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа безработных к общей численности населения страны,

д. уровень естественной безработицы не учитывает циклическую и структурную безработицу.

Ключ к тесту

1. а

2. в

3. б

4. в

5. а.нет

б. нет

в. да

г. нет

д. нет

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 4

Установите верное соответствие.

1. Лифтер, потерявший работу из-за повсеместного внедрения современных лифтов, управляемых автоматически:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

2. Администратор гостиницы, уволившийся по собственному желанию:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

3. Секретарь-машинистка, уволенная начальником, недовольным качеством ее работы:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

4. Рабочий речного порта, не работающий в связи с окончанием навигации:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

5. Служащий, уволенный из-за банкротства фирмы в условиях экономического спада:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

Ключ к тесту

1.б

2. а

3. а

4. а

5. в

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 5

1. Финский корабел, потерявший работу в результате падения спроса на корабли со стороны российских партнеров из-за экономического спада в России:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

2. Инженер, не заслуженно уволенный и добивающийся восстановления на прежней работе:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

3. Рабочие тракторного завода, уволенные в связи со спадом в экономике:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

4. Химик, уволившийся с прежнего места работы по совету врачей и занятый поисками нового места работы:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

5. Молодой человек, окончивший учебное заведение и обнаруживший отсутствие спроса на профессию, которую он приобрел:

а. фрикционная,

б. структурная,

в. циклическая.

Ключ к тесту

1. в

2. а

3. в

4. а

5. б

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 6

Установите верное соответствие.

1. Менеджер по продажам, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более высокооплачиваемую работу:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

2. Ректор университета, не работающий из-за гриппа:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

3. Студент дневного отделения ВУЗа:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

4. Гардеробщица катка, не работающая из-за наступления весны:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

5. Карманник, работающий без выходных и перерыва на обед:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

Ключ к тесту

1. а

2. б

3. б

4. а

5. в

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 7

1. Сотрудник научно–исследовательского института, участвующий в забастовке против войны в Ираке:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

2. Директор рекламного агентства, оставивший работу в связи с переездом в другой город:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

3. Физик, находящийся на лечении в психиатрической клинике:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

4. Машинист паровоза, вышедший на пенсию:

а. безработные,

б. занятые,

в. не включаемые в рабочую силу.

5. В экономике отмечается полная занятость, но высокая инфляция. Какая комбинация государственной политики скорее приведет к снижению темпов инфляции?

а) увеличение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

б) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

в) снижение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.

Ключ к тесту

1. б

2. а

3. в

4. в

5. б

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 8

1. Естественная безработица НЕ включает:

а) структурную безработицу;

б) циклическую безработицу;

в) циклическую и структурную безработицу;

г) фрикционную безработицу.

2. Для каждого из приведенных здесь понятий подберите соответствующее ему определение.(Трудоспособное население, нетрудоспособное население, экономически активное население, рабочая сила, занятые, безработные, добровольно незанятые)

1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится - ______________________________

2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – __________________________________

3. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте (женщины – 55 лет и старше, мужчины – 60 лет и старше) – ______________________________

4. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – __________________________________

5. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных –

____________________________________

6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – _________________________________


3. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которое:

а. работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;

б. равна сумме занятых и безработных;

в. равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;

г. равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.

4. Какие из приведенных утверждений являются правильными?

Занятые – это часть трудоспособного населения, которые:

а. остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

б. остается за вычетом безработных;

в. остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать;

г. равна экономически активному населению за вычетом безработных.

5. Решите задачу.

Число безработных в стране составляет 15 тыс. чел., а численность занятых – 585 тыс. чел. Каков уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы в стране составляет:

а. 2,5%;

б. 3,0 %;

в. 2,8%;

г. 1,5%.

Ключ к тесту

1. б

2. 1. занятые

2. трудоспособное население

3. нетрудоспособное население

4. безработные

5. рабочая сила

6. добровольно незанятые

3. б

4. а, г

5. а

Решение:
Численность рабочей силы = численность занятых + число безработных
Численность рабочей силы = 585 тыс. чел. + 15 тыс. чел. = 600 тыс. чел.
Уровень безработицы = (15 тыс. чел. / 600 тыс. чел.) · 100% = 2,5%

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 9

1. Какое из приведенных утверждений является НЕправильным?

Безработные – это:

а. часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;

б. часть трудоспособного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;

в. неработающая часть трудоспособного населения;

г. трудоспособные физические лица, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

2. Какое из приведенных утверждений является правильным?

"Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным". Это утверждение:

а. безусловно, верно;

б. безусловно, неверно;

в. верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;

г. верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

3. Определите, к какой категории населения (занятые, безработные или вне рабочей силы) относятся нижеперечисленные лица:

1. Молодая мама, занятая воспитанием двух детей-близнецов пятилетнего возраста - _____________________________________________

2. Шахтер, уволившийся по состоянию здоровья и не приступивший к поиску другой работы - _______________________


3. Пенсионер, нанявшийся сторожем в детский сад - _____________________

4. Преподаватель эсперанто, отчаявшийся найти работу по специальности и купивший лицензию на право использовать свой автомобиль в качестве такси - _______________________

5. Студентка дневного отделения театрального вуза, подрабатывающая на новогодних праздниках Снегурочкой- ____________________________

6. Уволившийся и ищущий новую работу менеджер, зарегистрированный на бирже труда - ________________________

7. Выпускник школы, не имеющий профессии и ставший на учет в бюро по трудоустройству в целях поиска подходящей работы - _______________________________

8. Заключенный, работающий в столярной мастерской тюрьмы - _________________________

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится, то норма безработицы:

а. уменьшится;

б. останется неизменной;

в. увеличится.

5. Решите задачу

Население страны Меломания составляет 88 млн чел. Число нигде не работающих – 40 млн чел. Нетрудоспособных – 26 млн чел. Не ищут работу – 34 млн чел. Каков уровень безработицы в стране?

а. 15,1%;

б. 12,2%;

в. 11,1%;

г. 13,5%.

Ключ к тесту

1. в

2. г

3. 1. вне рабочей силы

2. вне рабочей силы

3. занятые

4. занятые

5. занятые
6. безработные

7. безработные

8. вне рабочей силы

4. в

5. в

Решение.
Нигде не работающие (40 млн. чел.) = нетрудоспособные (26 млн. чел.) +
+ вне рабочей силы + безработные.
Не ищущие работу (34 млн. чел.) = нетрудоспособные + вне рабочей силы.
Следовательно, численность тех, кто находится вне рабочей силы, составляет:
34 млн. чел. – 26 млн. чел. = 8 млн. чел.
Число трудоспособных = 88 млн. чел. – 26 млн. чел. = 62 млн. чел.
Численность рабочей силы = 62 млн. чел. – 8 млн. чел. = 54 млн. чел.
Число безработных = 40 млн. чел. – 34 млн. чел. = 6 млн. чел.
Уровень безработицы = (6 млн. чел. / 54 млн. чел.) · 100% = 11,1%

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 10

1. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

а. рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

б. снижение нормы естественной безработицы;

в. снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня;

г. деквалификация рабочих, инженеров и других работников, не имеющих работы в течение длительного времени;

д. обострение криминогенной обстановки в стране.

2. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

а. фрикционно безработных;

б. скрыто безработных;

в. не включается в общую численность рабочей силы;

г. занятых.

3. Для каждого из приведенных здесь понятий подберите соответствующее ему определение.(Структурная безработица, скрытая безработица, технологическая безработица, фрикционная безработица, циклическая безработица)

1. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре рабочих мест – ______________________________

2. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные – _____________________________________

3. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования – ____________________________

4. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу – ___________________________________

5. Безработица, которая возникает и растет во время циклического спада, а затем уменьшается и исчезает в ходе циклического подъема – ____________________________________

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:

а. фрикционно безработных;

б. скрыто безработных;

в. структурно безработных;

г. вне рабочей силы.

5. Укажите, какие из перечисленных явлений, характерных для рыночной экономики, могут быть отнесены к числу экономических последствий роста безработицы. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

а. усиление инфляции (рост нормы инфляции);

б. образование и увеличение разрыва между потенциальным ВВП и фактическим ВВП;

в. неполное использование ресурсов экономики;

г. сокращение инвестиций в новую технологию;

д. рост личных потребительских расходов населения.

Ключ к тесту

1. в,г,д

2. г

3. 1. структурная безработица

2. скрытая безработица

3. технологическая безработица

4. фрикционная безработица

5. циклическая безработица

4. а

5. б,в

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 11

1. В каком из примеров речь идет о ином типе безработицы нежели в остальных трех?

а. не закончив колледжа, семнадцатилетний Илья решил пойти работать, но всюду, куда бы он ни обратился, ему отказали из-за отсутствия у Ильи необходимой квалификации;

б. выпускник университета занят поисками своего первого места работы;

в. сотрудник отраслевого научно-исследовательского института, потеряв работу из-за отсутствия заказов на исследовательские разработки по его профилю, ищет любое другое место работы;

г. Николай ищет новое место работы в связи с тем, что единственная угольная шахта, на которой он работал горняком, закрывается в связи с выработкой угольных пластов.

2. Кто может быть инициатором прекращения трудового договора?

а. работодатель;

б. работник;

в. прокуратура;

г. непреодолимая сила;

д. суд.

3. Установите верное соответствие.

1. военнослужащий:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

2. бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более оплачиваемую работу:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

3. инженер, уволенный по сокращению штатов и вставший на учет в центр занятости населения:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

4. текстильщица, работающая неполный рабочий день:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

5. профессор, имеющий право выйти на пенсию, но продолжающий трудится:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

6. кочегар паровоза, прекративший работу и вышедший на пенсию вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

7. домохозяйка, занимающаяся на курсах английского языка:

а. занятый;

б. безработный;

в. не включаемый в рабочую силу.

4. Подходящая работа – это …:

а. работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его подготовки, состояния здоровья, а также условиям последнего места работы и транспортной доступности рабочего места;

б. работа, связанная с вредными условиями труда;

в. работа, размер оплаты за которую ниже минимальной оплаты труда;

г. работа, связанная с переездом на новое местожительства.

5. Экономически активное население – это …:

а. общая численность людей, работающих по найму;

б. общая численность работающих не по найму (в том числе на своем предприятии);

в. безработные, ищущие работу;

г. общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу.

Ключ к тесту

1. б

2. а,б,в,д

3. 1. а

2. б

3. б

4. а

5. а

6. в

7. в

4. а

5. г

Кроссворд по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Безработица и занятость»

По вертикали:

1. Физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем, т. е. являющееся стороной трудового договора (контракта)

2. Явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют люди, которые могут и желают работать, но находятся в поиске подходящих рабочих мест

3. Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход

4. Самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода.

5. Безработица, которая регулярно возникает в определенное время года

6. Безработица, связанная с поиском нового рабочего места по личным причинам (получение образования, переезд и др.)

По горизонтали:

1. Юридическое или физическое лицо, предоставляющее работу и являющееся стороной по трудовому договору (контракту)

2. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут работу и готовы приступить к ней

3. Люди, имеющие место работы в общественном производстве

4. Люди, которые не могут или не хотят работать и в связи с этим не ищут работу

5. Безработица, причиной которой выступает несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест

6. Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике

Подберите к экономическим терминам определения:

1. Безработица, вызванная фрикционными и структурными факторами - ___________________________________

2. Безработица при нормальном устойчивом состоянии экономики - __________________________________

3. Ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день - ___________________________________

4. Работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его подготовки, состояния здоровья, а также условиям последнего места работы и транспортной доступности рабочего места - _________________________________________

5. Состояние экономики, в котором наблюдается только естественная безработица - ___________________________________

6. Удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, рассчитанный в процентах - ___________________________________

7. Общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу- __________________________________

1. полная занятость

2. подходящая работа

3. естественная безработица

4. экономически активное население

5. естественный уровень безработицы

6. уровень (норма) безработицы

7. неполная занятость

Ответы:
1. Безработица, вызванная фрикционными и структурными факторами - естественный уровень безработицы

2. Безработица при нормальном устойчивом состоянии экономики - естественная безработица

3. Ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день - неполная занятость

4. Работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его подготовки, состояния здоровья, а также условиям последнего места работы и транспортной доступности рабочего места - подходящая работа

5. Состояние экономики, в котором наблюдается только естественная безработица - полная занятость

6. Удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, рассчитанный в процентах - уровень (норма) безработицы

7. Общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу- экономически активное население

Теги: Gilmanova 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!